Российский железнодорождый перевозчик ОАО РЖД впервые закончил квартал с убытком. Он составил 16 миллиардов рублей и остался непокрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Руководство компании ранее предлагало повысить эти тарифы на 6%, но правительство на эту меру не пошло. В результате компания получила первый в своей практике серьезный убыток.
Выступая на заседании коллегии Министерства транспорта России, президент РЖД Владимир Якунин подчеркнул, что первый квартал 2014 года (январь-март) закончился "ровно с тем убытком, о котором мы говорили и который оказался непокрытым за счет возможного повышения тарифа на перевозки нефти и нефтепродуктов, предварительно согласованного правительством, но потом под давлением нефтесектора это решение было заморожено".
"В следующем году мы ограничим такую активность РЖД и будем искать внутренние резервы для повышения эффективности", - заявил в декабре 2013 года вице-премьер Аркадий Дворкович. Отметим, что в РЖД активно сопротивлялись нулевой индексации тарифов, предупреждая, что перевозчик в результате может получить существенные убытки. Но против индексации тарифа выступили нефтяные компании, и их поддержал президент Владимир Путин. В итоге РЖД получила только 26 миллиардов рублей на "капитальный ремонт инфраструктуры", последствия чего сказались аккурат в конце первого квартала 2014 года.
Также в ноябре 2013 года в Минэкономразвития заявили, что не считают нужным выделять РЖД дополнительные 16 миллиардов рублей в связи с отказом от индексации тарифов в 2014 году. До этого министр транспорта Максим Соколов заявлял, что перевозчику нужна указанная сумма, чтобы обеспечить прибыль в 2014 году на уровне 100 миллионов рублей.
По мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, правильнее будет корректировать тарифы не столько по категориям грузов, сколько по расстояниям. "На коротких расстояниях РЖД проигрывают автомобильным перевозкам. Если бы они снизили эти тарифы, то вернули бы себе обороты. Вернемся к этому вопросу по итогам I квартала", - отметил министр.
Говоря об итогах первого квартала 2014 года, глава РЖД Владимир Якунин подчеркнул, что за указанный период было перевезено почти 294 миллионов тонн грузов, что соответствует аналогичному периоду 2013 года. Как пишет РБК, при этом перевозки в направлении портов увеличились на 10,8%, с январем-мартом 2007 года выросли в 1,5 раза.
"Опережающими темпами растет доля перевозок в российские порты, наиболее сложных с точки зрения технологии эксплуатационной работы, зависящих не только от эффективной организации движения поездов, но и от множества факторов, таких как развитие логистических технологий, перерабатывающая способность и оснащенность фронтов выгрузки, подход судов, погодные условия и др.", - отметил Якунин.
По данным главы РЖД, грузы по России стали возить быстрее, чем раньше. Так, маршрутная скорость контейнерных поездов выросла в среднем на 3,6% (до 920 км в сутки). При этом почти на 8% сократился пассажиропоток на поездах дальнего следования, хотя в пригородном сообщении этот показатель вырос на 2,5%. В целом это характеризует наметившуюся ранее тенденцию - ведь в 2013 году чистая прибыль РЖД сократилась в 19 раз по сравнению с 2012 годом. В общей сложности прибыль компании за прошлый год составила 740 миллионов рублей.
Вопрос об индексации тарифов на нефть и нефтепродукты был отложен до конца первого квартала 2014 года. Пока решение о повышении тарифов не принято, но это, скорее всего. произойдет в ближайшее время. Вряд ли ОАО РЖД согласится с таким положением дел и дальше.