Помните, во времена застоя в каждой организации были работники, которые время от времени приторговывали дефицитным товаром - духами, обувью, кофточками, джинсами? Оказывается, тенденция не изменилась. Согласно данным, полученным в результате социологического опроса, 32 процентам россиян хотя бы раз приходилось что-то продавать своим коллегам.
Опрос проводился исследовательской службой одной из известных рекрутинговых компаний. В нем приняли участие 1653 сотрудника российских фирм.
32 процента опрошенных признались в том, что хотя бы раз предлагали своим коллегам приобрести у них ту или иную вещь. Причем, если для 15 процентов из них это был лишь случайный эпизод, то 62 процента приторговывают на службе периодически, а 22 процента вообще регулярно. Наиболее популярным видом этого «побочного бизнеса» оказались продажи бытовой техники (7 процентов опрошенных), косметики и одежды (соответственно, 7 и 6 процентов), и, наконец, разнообразные услуги (7 процентов), в том числе ремонт компьютеров, услуги парикмахера, косметолога, специалиста по фитнесу, туристического агента, изготовление кондитерских и хлебобулочных изделий.
Читайте также: Лучшая мотивация для сотрудников - игра
51 процент опрошенных "торгашей" сами работают в сфере продаж. 50 процентов состоят на государственной службе, 45 процентов работают в области безопасности и 41 процент - в сфере туризма.
43 процента приобретают товары непосредственно для перепродажи по завышенной цене. 38 процентов пытаются сбыть с рук то, что покупалось для себя, но по каким-то причинам не подошло или залежалось. 7 процентов предлагают сослуживцам то, что сделано их собственными руками.
Доходы, которые получают любители поторговать на работе от своей побочной деятельности, весьма разнятся. 30 процентов в среднем зарабатывают на этом до 5000 рублей в месяц, 13 процентов - от 10 000 рублей, и лишь 4 процента - до 50 000 рублей ежемесячно.
Еще по теме: Семь профессий на грани вымирания
Большинство "торговцев" считают, что коммерческие контакты с собственными коллегами - дело весьма выгодное. Так, 70 процентов заявили, что сослуживцы проявляют к предлагаемым товарам и услугам больший интерес, чем клиенты "со стороны". 28 процентов записали в плюс то, что товарищи по работе редко передумывают, запланировав у них покупку. 25 процентов похвастались тем, что практически никогда не слышали от своих коллег негативных отзывов по поводу приобретений. Правда, 32 процента отметили, что в таком положении вещей имеется ряд минусов. Например, 67 процентов вынуждены делать сослуживцам скидки "по знакомству" и на этом теряют прибыль. 48 процентов полагают, что, если в отношениях купли-продажи что-то пошло не так, это может отрицательно сказаться на дальнейших отношениях с коллегой. А 30 процентов признались, что им сложно продать товар знакомым, так как неудобно лгать, приукрашивая его достоинства.
42 процента всех участников опроса хотя бы однажды сами оказывались в роли покупателя или потребителя услуг, предложенных коллегами по работе. 68 процентов из них сообщили, что остались довольны сделкой, а 6 процентов отметили, что просто в восторге от покупки или пользования услугой. Лишь 5 процентов считают совершенную сделку неудачной. 16 процентов рассказали, что в каких-то случаях покупка оказалась удачной, а в каких-то не оправдала их ожиданий.
Это интересно: Костюм, который приведет в кресло босса
Что же заставляет нас заниматься "предпринимательством" прямо на рабочем месте? Прежде всего, доступность клиентуры. Решив что-то продать, мы вынуждены искать рынок сбыта, как минимум - дать объявление о продаже. Но это не всегда эффективно. Куда проще искать потенциальных покупателей именно на работе. Во-первых, люди больше доверяют знакомому человеку, чем незнакомому продавцу или менеджеру, во-вторых, мы экономим время на поиски клиента, ведь коллеги всегда рядом!
А что заставляет нас, в свою очередь, покупать у сослуживцев? Прежде всего, опять же, экономия времени. Допустим, вы задумали купить какую-то вещь. Значит, нужно выкроить время, чтобы заняться поиском нужного товара по Сети или пройтись по торговым точкам. А тут тебе предлагают готовую вещь, не отходя от рабочего стола! Удержаться нелегко... Сказывается и фактор доверия - "свой человек" не станет нас обманывать и предлагать то, что плохо или завышено по цене. Кроме того, подсознательно на предложение «своего» сложно ответить отказом - а вдруг обидится? А нам еще с ним работать... Одним словом, торговля на работе - дело достаточно перспективное.