Детсадовским воспитателям давно известно, что лучше всего дети обучаются новым навыкам и реализуют свои способности в игре. Однако та же практика применима и к взрослым людям. Многие работодатели во всем мире уже осознали это и научились использовать в своих целях. В России геймификация рабочего процесса пока только начинает набирать популярность.
Геймификация, или по-русски игрофикация рабочего процесса основывается на нематериальной мотивации сотрудников с увлечением отдаваться труду и жаждать новых достижений. Главная цель - это разжечь желание сотрудник выкладываться на работе так же, как любители компьютерных игр всецело отдаются разного рода стратегиям, гонкам, квестам и так далее. Руководство вовлекает сотрудников в игру - кто быстрее разработает интересный проект, кто обслужит большее число клиентов или достигнет успеха в каком-то другом задании, тот получает некую награду. Такие соревновательные мотивации вызывают у коллектива азарт, и в результате сами сотрудники получают удовольствие от процесса, а начальник получает отличный результат.
Читайте также: Деловая репутация - тонкая работа
Таким образом, утверждение, будто ничто не мотивирует сотрудников лучше, чем денежное вознаграждение, терпит крах. Ведь игровые механики, которые используются при геймификации, дают работодателю возможность влиять на поведение сотрудников, на эмоциональные связи, да и вовсе помогают сплотить команду. По сути, это хитрые манипулятивные методы, при помощи которых работодатель без лишних финансовых затрат (можно сказать, на чистом позитиве), налаживает трудовой процесс и объединяет коллектив одной общей целью.
Согласно опросу, проведенному порталом Rabota.ru среди российских специалистов-кадровиков, HR-директоров и менеджеров по персоналу, в нашей стране пока такой термин как «игрофикация» мало кому известен. Из всего количества опрошенных (порядка 500 человек) 77 процентов вообще никогда не слышали этого слова. Только 17 процентов признались, что термин показался им знакомым, и лишь 6 процентов ответили, что применяют данный метод в работе.
Еще по теме: Почасовая оплата труда: хорошо или плохо?
При этом в России наиболее популярными мотивациями для сотрудников являются элементарные поощрения в виде наград «Сотруднику месяца» и прочих. Этот механизм мотивации используют 15 процентов опрошенных. На втором месте по распространенности стоит старая-добрая, придуманная задолго до появления зарубежного термина «геймификация» доска почета. Нынешние доски почета, которыми мотивируют сотрудников 7 процентов опрошенных - это, скорее, дань советскому прошлому, в котором, насколько мы можем помнить, доски почета (или так называемые красные доски) и доски позора (черные) были широко распространены. Кому, как не нашим предкам, трудящимся в эпоху социализма, было придумывать эффективные нематериальные способы мотивации работников?!
По популярности после доски почета находятся конкурсы на всевозможные идеи, проекты и решения, коими стимулируют рабочий процесс 5 процентов опрошенных. Аналогичное число голосов было отдано за индивидуальные соревнования. Групповые соревнования поддержали 4 процента респондентов. Одним из самых редких механизмов являются персональные рейтинги сотрудников, очень похожие на игры, структура которых часто применяется для создания телевизионных развлекательных шоу и компьютерных игр, когда игрокам причисляются баллы за отгаданные вопросы, решенные задачи и в целом за активность. Но самые редкие механизмы «геймификации», используемые в России - это лотереи, розыгрыши призов, а также внутренние валюты или бланки благодарностей для поощрения заслуг. Эти способы мотивации применяет всего 2 процента опрошенных.
Это интересно: Труд XXI века - сказка о потерянном времени
Превращение рабочего процесса в игру или соревнование, несмотря на очевидную эффективность, оценивается положительно далеко не всеми специалистами. Так, например, всегда есть риск, что работники «заиграются», и веселье перевесит главную задачу - выполнение работы качественно и в установленный срок. Впрочем, чтобы минимизировать трудозатратный процесс создания и реализации программы геймификации, сегодня создается множество интерактивных платформ. Так что, любой предприниматель может выбрать подходящее программное обеспечение из представленных решений, которые помогут ему наладить правильный мотивационный механизм внутри своего коллектива.