Нефтяные компании России недовольны услугами Российских железных дорог. Неудовлетворительное качество качество и высокие цены услуг железнодорожников могут привести к тому, что выбор других способов перевозки станет неизбежным, несмотря на определенные технические сложности. И монопольное положение РЖД - не гарантия безоблачного будущего.
Прошедший 2013 год наглядно продемонстрировал, что объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом упал на 3,1% (до 250,3 млн т, 20% грузооборота РЖД), хотя и добыча нефти, и переработка нефтепродуктов росли. В связи с дороговизной перевозок и определенными ограничениями нефтяники пытаются переориентировать поставки нефтеналивных грузов с железных дорог на другие виды транспорта.
Читайте также РЖД займется своими электросетями
Конкуренцию РЖД в этом плане составляют трубопроводные системы (новая «Восточная Сибирь - Тихий океан»), а также автомобильный и речной транспорт. По словам заместителя председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Юрия Станкевича, в 2013 году правление РСПП рассматривало вопрос о влиянии регулируемых цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий на развитие российской экономики. При этом специфика работы нефтеперерабатывающих заводов такова, что они функционируют в режиме непрерывного цикла и не могут остановить работу.
С учетом того, что нефтеналивные грузы являются крайне доходной статьей, РСПП предлагает РЖД отказаться от лимитов на отгрузку топлива для потребителей внутреннего рынка, чтобы не допускать случаев недопоставки топлива стратегическим потребителям, пишет Нефть России.
В ответ на это в РЖД заявили, что все ограничения носят естественный характер и вытекают из реальной пропускной способности путей и станций. РЖД самим невыгодно терять клиентов, но поставщики, работающие на спотовом рынке часто заявляют к отправке неравномерный объем груза, что в определенное время приводит к сгущенной погрузке и существенно ограничивает технические возможности отдельных участков железных дорог и станций.
Еще по теме РЖД реконструирует Транссиб
Отметим, что порожние вагоны или любые виды грузов задерживать еще затратнее - каждый день просрочки означает для монополии пени в размере 9% от провозной платы. Но на фоне заморозки тарифов у РЖД проблемы будут только накапливаться, и решение вопроса - перспектива далеко не ближайшая.
В Инвесткафе напоминают, что решение заморозить тарифы было принято на волне замедления экономического роста. По мнению аналитика компании Андрея Шенка, "сейчас экономика переходит к таргетированной инфляции, это источник замедления инфляции, то есть - ограничение роста тарифов. Это стимул для замедления инфляции. Это верно, это будет работать. По крайней мере, в каком-то виде поставленных целей удастся достичь. Но за это приходится платить".
Пока РЖД платит снижением доли железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов, тогда как автотранспорт, например, демонстрирует стабильный рост грузооборота - 10-11% в год. Речной транспорт в последние несколько лет также показывает устойчивую положительную динамику. А учитывая тот факт, что поставки по нефтепродуктопроводам дешевле и быстрее, чем по РЖД, даже при одинаковой стоимости перевозок при возможности выбора поставщики будут предпочитать трубу цистернам.
По словам вице-президента Argus Media Михаила Перфилова, по мере расширения системы нефтепродуктопроводов «Транснефтепродукта» часть объемов экспортного дизельного топлива продолжит уходить с железной дороги в трубу. Ситуация получается не очень радужная для операторского бизнеса, на который сейчас оказывает влияние два фактора, резюмирует Шенк.
Это интересно Пассажиры электричек дождались большого ремонта
В данном случае "первый - это увеличение грузовой базы за счет сокращения, замедления роста инфраструктурных составляющих ради оживления экономики, и второй - риск, связанный с тем, что РЖД захотят вернуть себе часть доходного бизнеса, что может негативно сказаться на рынке. Что касается конкретных рекомендаций, то если РЖД будут возвращать операторский бизнес, то начнут, вероятно, с нефтяного, потому что он более доходный. Я имею в виду транспортировку нефти", - пояснил он. В сложившейся ситуации это действительно может оказаться решающим фактором.