Cоздание заводов иностранных производителей в России - далеко не гарантия их успешного функицонирования. Об этом свидетельствует положение дел на производстве корейской фирмы Hyundai Heavy Industries, которая создает оборудование для магистральных электросетей. Завод в Приморском крае простаивает, так как до сих пор не обеспечен заказами от ФСК, ради которых он создавался.
По данным «Коммерсанта», причиной стал таможенный режим: ввозить готовое оборудование при нулевой пошлине выгоднее, чем собирать его в России из комплектующих, пошлина на которые доходит до 20%. Напомним, созданный в Приморье уникальный завод по производству элегазового оборудования для магистральных электросетей (комплектных распределительных устройств элегазовых, КРУЭ), был запущен еще в январе 2013 года.
Технические параметры производства такие - завод рассчитан на 350 ячеек от 110 кВ до 500 кВ в год. Hyundai выиграла и тендер ФСК на поставку 50% потребностей сетевой компании в КРУЭ в 2013-2017 годах. Предполагалось, что эти объемы будут изготавливаться на новом заводе, а в 2015 году, сообщала Hyundai, мощность завода планировалось расширить до 500 ячеек в год. Но он так и не заработал.
Читайте также В Подмосковье открылось новое производство стекла
В январе 2013 на церемонии открытия завода отмечалось, что "в настоящее время в России серийно не выпускается КРУЭ 220-500 кВт, в связи с чем необходимое оборудование закупалось у иностранных производителей, но теперь оно будет производиться в Приморье". Также в рамках контракта корейская компания должна была выполнять сервисное обслуживание электротехнического оборудования.
В перспективе на заводе должны проходить подготовку специалисты по монтажу, пусконаладочным работам, эксплуатации и сервисного обслуживания технологий и оборудования. "Договор, заключенный между ОАО "ФСК ЕЭС" и Hyundai Heavy Industries, предусматривает, что 50% производимых на заводе распределительных устройств будет идти непосредственно на их подстанции. Выпуск КРУЭ в Приморье позволит в три-пять раз уменьшить площадь подстанций, в два раза снизить эксплуатационные расходы, защитить подстанционное оборудование от воздействия внешней среды, обеспечить выполнение самых современных экологических требований", цитировал И-Маш слова официального пресс-релиза.
Еще по теме "Норильский никель" снизил производство на 4%
На сегодняшний день аналогичное оборудование выпускают "Энергомехзавод" в Петербурге, ФГУП "Электрохимприбор" (входит в "Росатом"), ОАО "ВО "Электроаппарат"", но их продукция ограничена напряжением 110-220 кВ, ячейки свыше 220 кВ серийно не выпускают. Весь интерес в том, что КРУЭ дороже открытого распредустройства, но занимает в четыре раза меньше площади и дешевле в эксплуатации. Несмотря на создание завода, Hyundai продолжает поставлять "Россетям" готовые КРУЭ.
Причиной этого эксперты называют тот факт, что сборка КРУЭ в России при текущем таможенном режиме менее выгодна, чем их импорт. Пошлина на комлектующие влияет на цену готовой продукции, а готовые КРУЭ ею вообще не облагаются.
Это интересно В Омской области наращивается производство полимеров
Напомним, в 2012 году Siemens предлагала Минэкономики рассмотреть нулевые ставки на часть комплектующих (корпус модуля КРУЭ, встроенный проходной изолятор и другие), поскольку возможность их производства в России в 2013-2014 годах отсутствует. Согласно письму Siemens, пошлина на них составляла 5-20%. Не так давно ситуация улучшилась: на 1,7 процентного пункта (до 13,3%) снизилась ставка пошлины на выключатели, разъединители и заземлители, отменена пошлина на трансформаторы, но общего обнуления ставок не произошло. Отсюда и проблемы с загруженностью завода - продукция его невыгодна в финансовом отношении. И когда эта ситуация изменится - пока прогнозировать невозможно.