Если вы занимаетесь бизнесом, то наверняка мечтаете придумать какую-то "фишку", которая поможет привлечь побольше клиентов. Один из самых распространенных пиар-ходов - это пообещать оказывать какие-то услуги бесплатно. Между тем, сама идея "бесплатного сыра" не так уж хороша, как кажется на первый взгляд, считают специалисты по бизнес-менеджменту.
Часто приходится видеть объявления: "Первая консультация - бесплатно", "У нас бесплатная доставка в любую точку региона", "При заказе пиццы вторую чашку кофе вы получаете бесплатно", "При покупке двух упаковок третья - бесплатно".
Казалось бы, потребители должны слетаться на "халяву" как мухи на мед. Однако на деле это далеко не всегда так. Как показывают опросы, у 64 процентов людей понятие "бесплатно" ассоциируется с тем, что никому не надо, не пользуется спросом. Еще 33 процента считают, что бесплатно могут предлагать только залежавшийся, испорченный или просроченный товар. И только 3 процента полагают, что можно получить бесплатно что-то стоящее... Кроме того, широко распространены поговорки о том, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке" и "бесплатно - хорошо не бывает".
Читайте также: Хитрый маркетинг: хороший заработок на Че!
Кстати, различные целители и психологи эзотерического направления практически никогда не работают бесплатно и не используют бесплатные бонусы в рекламных целях. Даже если с клиентами действительно напряженка. Потому что "бесплатно" расшифровывается как "бес платит", поясняют они. Если человек получил услугу без денег, то ему это просто не поможет, не сработает. Можно сделать клиенту скидку, но так, чтобы совсем денег не брать...
В Сети часто можно встретить объявления о бесплатных онлайн-консультациях у врачей или юристов, например. Но нормальную консультацию вы чаще всего бесплатно не получите. В лучшем случае вам напишут в ответ на ваш вопрос несколько общих слов и предложат для оказания более действенной помощи обратиться к специалисту уже за свой счет.
Бесплатной может быть первая консультация у частного врача. Но бесплатно лечить вас все равно никто не станет. Будьте готовы к тому, что вас просто расспросят о жалобах и назначат уже платное лечение... В районных поликлиниках теоретически можно лечиться бесплатно, но люди, у которых есть средства, предпочитают все же обращаться в коммерческие клиники. Ведь, чтобы попасть к врачу в обычной поликлинике, приходится порой по полдня сидеть в очереди, усталый специалист потратит на тебя максимум десять минут, медсестра нахамит, а лекарства все равно стоят денег... Чтобы получить чуть больше внимания, чем другие пациенты, все равно необходимо давать медикам мзду... Так не лучше ли заплатить официально, но при этом сэкономить время и нервы?
Это интересно: Хитрый маркетинг: разночтения и тайны этикеток
Бесплатная доставка и пересылка различных товаров тоже на деле нередко оказывается фикцией: ее стоимость уже заложена в цену товара, или же вам придется доплатить за другие услуги.
Помнится, в советских школах учителя с осуждением рассказывали о том, как в капиталистических странах из-за кризиса перепроизводства выбрасывали в море тонны апельсинов и другие товары, которые не находили сбыта. Нет, чтобы раздать все это бесплатно!
В авторитетных бизнес-кругах вообще считается, что понятие "бесплатно" обесценивает товар или услугу и только вредит продажам. Даже если услуга не пользуется спросом или товар залежался на полке, все равно лучше не предлагать их бесплатно ни под каким видом, советуют консультанты. Поэтому даже гнилые помидоры можно увидеть на лотках по двадцать рублей.
Перефразируем слоганы: "При заказе пиццы и кофе - вторая чашка ароматного кофе в подарок!" Или: "При первом обращении к нам мы дарим вам консультацию нашего ведущего юриста!" Улавливаете разницу?
Читайте еще: Креативный сотрудник - находка для компании
На первый взгляд, суть нисколько не меняется. Бесплатно, в подарок - ведь это одно и то же! Однако подсознательно мы, оказывается, вовсе не воспринимаем подарок как нечто бесплатное. Подарки нам дарят в благодарность за что-то, из признательности, из любви, из уважения... Это уже отнюдь не "на тебе, боже, что нам негоже". Приобрели товар в магазине - и получаем подарок в благодарность за то, что принесли магазину прибыль. Сделали заказ в кафе - и в качестве признательности получили лишнюю чашку кофе. Обратились в фирму - получаем дармовую консультацию в залог будущего сотрудничества...
Забудьте о слове "бесплатно", дарите клиентам подарки - и они к вам действительно потянутся, уверяют маркетологи. Кто же не любит получать презенты!