Российский автопром получит от государства поддержку в размере 100 млрд руб. По замыслу властей, субсидии производителям после ввода механизма компенсации потерь от утилизационного сбора покроют часть затрат и помогут предприятиям обрести финансовую устойчивость. Но в отсутствии внятной методики взаиморасчетов есть риск того, что в итоге изменится конечная цена продукции. А конкурентоспособности это никак не поспособствует.
Началась эта история с введения в прошлом году утилизационного сбора (энной суммы, которая, по мысли законодателей, должна загодя оплатить последующую утилизацию пришедшего в негодность траснпортного средства). Первоначально предполагалось, что мера коснется только импортных автомобилей, но после инициированного Евросоюзом и Японией разбирательства по линии ВТО все изменилось.
С января 2014 года российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Соответствующий законопроект был принят Госдумой 15 октября. Размер сбора будет устанавливаться с учетом массы автомобиля, объема его двигателя и года выпуска. Грядущие дополнительные затраты отечественным производителям, как сообщает «Коммерсантъ», планируется компенсировать государственными субсидиями.
Читайте также В Нижнем Новгороде стартовало производство рам для Mitsubishi Pajero Sport
Официально все выглядит куда более изящно, нежели простая попытка компенсировать утраченные льготы по утилизационному сбору - Минпромторг подготовил проекты постановлений, в соответствии с которыми государство планирует ежеквартально субсидировать часть затраты, компенсируя отечественным автопроизводителям расходы на содержание рабочих мест, энергоресурсы, производство автомобилей экологического класса «Евро-4» и «Евро-5», а также затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), однако поговаривают, что помощь государства следует расценивать именно как компенсацию утилизационного сбора.
В проекте, внесенном правительством в Госдуму, на развитие автопрома и повышение его конкурентоспособности в 2014 г. зарезервировано 99,3 млрд руб., в 2015-2016 гг. - по 106 млрд руб. В 2013 г. на эти цели запланировано только 9,5 млрд руб., однако, по словам замминистра промышленности Алексея Рахманова, общий объем поддержки в рамках предложений Минпромторга станет понятен после принятия бюджета.
Еще по теме В России утверждены новые правила промсборки
Для завода с объемом производства менее 50 тысяч автомобилей в год субсидия может составить 600 миллионов рублей. Для предприятий, выпускающих 50-100 тысяч машин, максимальная помощь составит 1,5 миллиарда рублей. Газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники уточняет, что новые субсидии не противоречат нормам ВТО напрямую, но при выделении подобных субсидий всегда есть риск того, что их могут оспорить, а при возникновении судебного разбирательства сроки его рассмотрения могут затянуться до трех лет.
Интересно, что, когда закон об утилизационном сборе был принят в Украине, Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) направила на имя Президента письмо с просьбой наложить на закон вето, полагая, что ставки сбора были чрезмерно завышены и не отражают настоящих затрат на утилизацию автомобилей. По словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, такого налога нет ни в одной стране мира, кроме России, а прописанные в законопроектах ставки сбора являются экономически необоснованными.
В России же почему-то к введению нового сбора отнеслись в достаточной степени спокойно. Минфин оптимистично планирует благодаря ему собрать в 2014 году 167 млрд руб. - в отсутствие внятной методики взимания сбора и ясности с госорганом, которому предстоит этим заниматься, подобный оптимизм выглядит несколько необоснованным.
Банальное сравнение сумм в двух колонках бюджета - планируемые субсидии отечественному автопроизводителю (99,3 млрд руб.), и планируемый же доход от утилизационного сбора (167 млрд руб. - внушают некоторые сомнения касаемо того, что субсидии полностью покроют грядущие затраты автозаводов при уплате сборов. Нетрудно догадаться, что новый побор повлияет на конечную цену автомобиля, и в итоге раскошеливаться придется покупателям - достаточно вспомнить, как практически сразу после введения утилизационного сбора на иномарки в сентябре 2012 года подняла цены Toyota.
Это интересно АВТОВАЗ снижает темпы продаж
В свете предсказуемого повышения розничных цен на отечественные авто логично ждать дальнейшего уменьшения и без того упавшего за последнее время объема продаж. Кажется, прогнозы пессимистов, утверждавших в свое время, что вступление в ВТО поможет добить пока что недобитые отрасли отечественной промышленности, имеют все шансы сбыться.