АВТОВАЗ может столкнуться с проблемой смены руководства. Несмотря на вполне позитивный послужной список Игоря Комарова, такая возможность существует, и совсем сбрасывать ее со счетов нельзя. Но даже неподтвержденные данные о таком варианте привели к тому, что акции "АвтоВАЗа" после многочисленных сообщений о грядущей смене гендиректора упали на 3%.
Не так давно прошли слухи, что Игорь Комаров будет назначен руководителем Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). 10 октября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении главой Роскосмоса бывшего замминистра обороны Олега Остапенко, но эффект от этих разговоров будет аукаться АВТОВАЗу еще довольно долго.
Напомним, Комаров, за время своей карьеры сменивший несколько руководящих постов (был первым вице-президентом ОАО АБ "Инкомбанк", первым вице-президентом КБ "Национальный резервный банк", заместителем председателя правления ОАО Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ, заместителем гендиректора ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" по экономике и финансам, советником гендиректора Государственной корпорации "Ростехнологии", в конце августа 2009 года был назначен президентом ОАО "АвтоВАЗ".
Читайте также "АвтоВАЗ" отозвал партию Lada Granta
Он оказался хорошим кризисным менеджером — из убыточного предприятия "АвтоВАЗ" превратился в партнера альянса Renault-Nissan, выпустил ряд новинок и запланировал в течение ближайших шести лет выпуск еще 30 новых автомобилей трех брендов.
Успехи Игоря Комарова в деле спасения российского автопрома были признаны на международном уровне — он является лауреатом премии Automotive News Europe EUROSTARS. В настоящее время он продолжает руководить автопредприятием в обычном режиме, несмотря на недавнее широко обсуждаемое включение в шорт-лист кандидатов на пост главы ОРКК. Так что будет с АВТОВАЗом в случае возможной смены Комарова?
Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк считает, что в случае его ухода не исключена смена команды, и, скорее всего, активное участие в подборе кадров будет принимать мажоритарный акционер, альянс Renault-Nissan. Он полагает, что в этом случае новым руководителем может стать кто-то из иностранных менеджеров.
Надо учитывать, что, хотя до ситуации, имевшей место 4 года назад, далеко, положение дел в отечественном автопроме блестящим не назовешь. Согласно недавно опубликованному отчету по МСФО, замедление темпов роста российской экономики ударило по ОАО "АвтоВАЗ": за полгода убыток составил 2,6 млрд руб., 405 млн руб. было потеряно в кипрских банках, выручка упала на 7% и составила всего 83 млрд руб., а прибыль от реализации уменьшилась на 38%.
Еще по теме "АвтоВАЗ" начал выпуск новых автомобилей
За период январь-август текущего года, продажи сократились на 13% и продолжают падать — в сентябре 2013 года зафиксировано на 20% меньше продаж, чем в сентябре 2012. Эксперты (и официальный сайт компании) объясняют эту тенденцию замедлением роста экономики и произошедшим вследствие этого падением спроса на автомобили.
Справедливости ради следует сказать, что падение продаж затронуло не только отечественный автопром — по сообщению Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за этот же период продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились на 7%. за первые восемь месяцев до 1,8 млн машин.
Несостоявшиеся покупатели кивают на неоправданно завышенные, по их мнению, цены: "Поставил ВАЗ народ перед выбором — то ли иномарку брать, то ли "вазик-тазик" — цена-то почти одинаковая. Снизят цены на 20-30% — и "Приору" за 280 т. р. люди будут брать, как горячие пирожки!" И эта точка зрения тоже небезосновательна — по данным агентства "Автостат", на вторичном (более дешевом) рынке наибольшим спросом пользуются классические "Жигули". С января по август больше всего перепродаж пришлось на Lada 2107, на втором месте "десятка", на третьем — Lada 2114.
Это интересно Renault — Nissan купит акции "АвтоВАЗа"
На сегодняшний день в Совете директоров "АвтоВАЗа" 9 человек: Карлос Гон, Сергей Чемезов, Бруно Анселен, Владимир Артяков, Рубен Варданян, Игорь Завьялов, Сергей Зайцев, Серж Йоккоз, Венсан Кобе, Сергей Когогин. АВТОВАЗ сейчас выведен из критического состояния — соответственно, менять кого-либо из действующей команды смысла нет. Но в перспективе могут быть любые кадровые изменения. Как это отразится на предприятии — вопрос открытый.