Руководство РЖД намерено выделить собственное электросетевое хозяйство в отдельную компанию, чтобы заработать. С учетом того, что у компании довольно много непрофильных активов, такие планы не новость. В настоящее время РЖД изучает возможности выхода на рынок электросетевой деятельности как самостоятельный игрок. Не исключено, что компания сможет составить конкуренцию ФСК и Россетям.
По данным Forbes, у компании РЖД на сегодняшний день есть тысячи непрофильных активов, которые имеют весьма относительное отношение к железным дорогам: от кафе и спортивных клубов до девелопмента.
Согласно плану Концепции формирования и развития электросетевого бизнеса РЖД, до конца октября руководство намерено сформировать принципы работы компании для развития сетевых активов. Ранее президент РЖД Владимир Якунин заявил изданию, что «все дорожает и, как ни странно, энергетика тоже».
Если подойти к вопросу профессионально, то не исключено, что РЖД со временем может составить конкуренцию холдингу «Российские сети» и Федеральной сетевой компании (ФСК). В свое время РЖД отвоевала себе право оставить у себя железнодорожные электросети, обратившщись напрямую к президенту страны Владимиру Путину. Глава РЖД Якунин в 2006 году настаивал, что передача электросетей железной дороги в управление ФСК, предусмотренная реформой энергетики, нарушит производственную деятельность компании и поставит под угрозу безопасность перевозок «как в мирное время, так и в особый период при обеспечении плана развертывания Вооруженных сил РФ».
Таким образом, РЖД осталось владельцем огромного энергетического хозяйства. Управление электросетями сейчас лежит на компании «Трансэнерго», не выделенной в отдельную организацию (это филиал РЖД).
Напомним, РЖД сейчас владеет 120 000 км линий электропередачи - через них, по разным оценкам, прокачивается около 10% всей электроэнергии России. По мнению и.о. первого заместителя директора «Трансэнерго» Сергея Шимко, это больше 80 млрд кВт*ч/год. Также у РЖД около 1500 подстанций высокого напряжения и больше 50000 распределительных подстанций, которые помимо непоследственно железных дорог обслуживают 600 000 потребителей (юридических и физических лиц). есть определенные проблемы с тарифами, поэтому РЖД напрямую задумывается о том, чтобы вести самостоятельную политику в этом вопросе.
Для создания «полноценной электросетевой компании» монополии нужно разработать тарифную модель и сформировать бизнес-план реструктуризации и самостоятельного развития сетевого комплекса, следует из документов. Просматриваются два варианта развития бизнеса - повышение тарифов или перераспределение денег потребителей между участниками цепочки производства энергии. Проблема в том, что сетевая компания будет крайне сложна в обслуживании, не слишком привлекательна для клиентов и заведомо слабее конкурентов.
«Возможно, мы не будем идти по пути создания самостоятельной головной компании, - рассуждает сам Якунин, - действительно, да и зачем, это же не только получение денег, это же еще и огромные инвестиции».
Отметим, что основной объем электроэнергии в России сегодня транспортируется Федеральной сетевой компанией (ФСК), которая отвечает за магистральные сети, и «Российскими сетями», которые отвечают за сети низкого напряжения. В 2012 году ФСК отчиталась о выручке в 140,3 миллиона рублей, а «Российские сети» - 626,6 миллиона рублей. Весной 2013 года в России, по данным Министерства энергетики, насчитывалось 3241 территориальных сетевых компаний. Так что составить им конкуренцию РЖД будет очень непросто.