На дороги РФ будут тратить больше. Но на качество полотна по всей протяженности дорожной сети увеличение финансирования не скажется. Вырастут расходы на содержание федеральных трасс, но сократятся инвестиции на строительство новых дорог. Прокладкой новых путей могут заняться частники, но их интересуют только платные участки на ходовых направлениях.
Утвержденные правительством основные характеристики федерального бюджета предполагают увеличение объёма федерального дорожного фонда с 490 миллиардов рублей в текущем году до 552,5 миллиардов рублей в 2016 году. Однако закатать дополнительные деньги в новые гладкие километры не удастся. Доля средств, вкладываемых в строительство новых дорог снижаться. А вот доля инвестиционных расходов в тратах федерального дорожного фонда сократится за три года с нынешних 61,7% до 53% .
Читайте также: Доход от платных дорог сомнителен?
С 2014 года ремонт и содержание федеральных трасс будет увеличиваться. Это должно улучшить действующую сеть, только 45% которой соответствует нормативам. К 2018 году отвечать современным требованиям должны будут 85% федеральных дорог. Если учесть, что порядка трети ДТП, происходящих на дорогах страны, спровоцированы плохим состоянием дорожного полотна, приведение в порядок новых сотен километров может содействовать снижению аварийности. Но есть серьёзные сомнения в том, что дорожники будут поспевать за автомобилизацией страны.
Увеличение расходов на нормативный ремонт должно не допустить расползания полотна и разрушения основы дороги, которое неминуемо приведёт к росту расходов на поддержание трасс в приличном состоянии в дальнейшем.
Но при этом консервируется нынешняя ситуация глобального дефицита качественных дорог. Уже сейчас около трети федеральных трасс работают в режиме перегрузки, а это значит, что их необходимо реконструировать или создавать альтернативные дороги, так как поддержание их работоспособном состоянии будет съедать всё больше средств.
Еще по теме: Реконструкция МКАД обойдется недешево
За последние восемь лет автопарк страны вырос почти на 19 миллионов единиц. И число авто на дорогах будет только расти, учитывая упорство правительства в поддержании уровня продаж на российском авторынке. Вновь запущена программа льготного автокредитования, которая поддержит тенденцию увеличения числа автомобилей в пользовании жителей страны и как результат - на её дорогах.
Таким образом, дальнейшее увеличение пропускной способности дорог - необходимость. При этом в самой Москве, где в дороги традиционно вкладывалось больше всего средств по сравнению с другими регионами России, также будут сокращены расходы на дорожное строительство. Если ранее планировалось потратить на столичные дороги 143,21 миллиардов бюджетных рублей, то в принятом в сентябре варианте программы заложено только 94,65 миллиардов. По сравнению с цифрами для территории остальной страны - громадная сумма. Но из-за отсутствия внятной стратегии и чёткой концепции опережающего строительства вся эта прорва средств не позволяет коренным образом переломить ситуацию.
На общероссийском уровне километраж будет наращиваться за счёт платных участков и платных дорог. Не так давно министр транспорта Максим Соколов в рамках "правительственного часа" в Госдуме заявил о том, что протяжённость платных дорог в России должна достигнуть 2500 тысяч километров. Сейчас платных участков - около сотни километров, то есть потенциальным инвесторам еще строить и строить.
Это интересно: Экономия до "Лады-Калины" доведет
Не так давно интерес в сфере инвестирования в российскую инфраструктуру проявил один из суверенных фондов ОАЭ. Фонд Абу-Даби готов вложить в российские проекты около 5 миллиардов долларов.
"Совместно с фондом Абу-Даби мы будем инвестировать в инфраструктурные проекты, такие как дороги, такие как порты, телекоммуникационная инфраструктура, практически все, что связано с развитием России в инфраструктурном плане. Также мы планируем, например, инвестировать в Центральную кольцевую автомобильную дорогу", - отметил гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
Однако освоения новых направлений от инвесторов ждать не приходится. Ведь строительство платных дорог окупается только там, где уже есть достаточно напряженный трафик, гарантирующий постоянный спрос и загрузку дороги. А это, как правило, дополнительные элементы уже действующих федеральных трасс в виде объездов городов и спрямляющих дорогу участков. Это может несколько улучшить движение по основным трассам, но о серьёзном развитии российской дорожной сети на ближайшие годы можно забыть.