Производитель генно-модифицированных семян компания "Монсанто", пользуясь лазейками в европейском законодательстве, пытается запатентовать семена получаемых традиционным способом гибридов, самих гибридов и целых подвидов растений. Попытки монополизации еды напоминают о продовольственной безопасности и важности возрождения семеноводческой отрасли.
"Монсанто" получило в свое распоряжение для продажи ГМО-семян и химической продукции почти весь континент - Латинскую Америку, где под генетических модифицированные растения отведены огромные площади земель. Но немалых объемов продаж своей интеллектуальной продукции в США, Латинской Америки и Азии компании оказалась недостаточно.
Читайте также: Хитрый маркетинг: эпатаж нетающего шоколада
В Европе шествие этой компании удалось приостановить. Легализованы (и то не везде) лишь некоторые сорта некоторых видов сельскохозяйственных структур. Зато европейское законодательство позволяет компании патентовать не только свои ГМО-разработки, но и полученные без привнесения чужеродных генов растения и семена и даже целые подвиды.
Активисты различных общественных организаций, специализирующихся на проведении политических и социальных компаний, не раз заявляли о том, что теперь "Монсанто" пытается патентовать массово распространенные и потребляемые сорта фруктов и овощей, которые входят в потребительскую корзину большинства населения развитых стран. Например, нынешним летом Европейское патентное управление (ЕРО) выдало этой компании патент на полученный путем традиционной селекции через скрещивания сорт капусты брокколи компании "Семинис". Эта фирма, в свою очередь, контролируется корпорацией "Монсанто".
Патент касается самих растений, семян, а также "срезанных кочанов брокколи". Но и это еще не все. Согласно выданному ECOagricultor свидетельству за номером EP 1597965 полученный патент распространяется не только на данный сорт, но и охватывает все "разнообразие растений брокколи...., культивируемых в поле брокколи".
Еще по теме: QR-коды: торговля через "квадратики"
В общем, выдача такого патента стала поводом к подписанной двумя миллионами европейцев петиции, а сама ситуация стала предметом обсуждения в Европарламенте и бундестаге Германии. Общественные организации требуют остановить очередную попытку монополизации производства продуктов питания и считают, что Патентному управлению ЕС необходимо изменить свои вольные подходы к интерпретации действующего закона о патентовании.
Раздаются голоса и в пользу того, чтобы переписать закон и зафиксировать в нем невозможность патентования растений, животных, а также материалов для воспроизводства и элементов, которые были получены от них. Однако в Европе с этой напастью пытаются биться. У нас же вопросами реанимирования отечественного семеноводства - основы отечественной продовольственной безопасности - заинтересовались совсем недавно.
На сегодняшний день порядка 80 процентов российского рынка семян состоит из продукции зарубежных производителей. Особенно высокой остается доля импортных семян по овощам - 65 процентов, по сахарной свекле - 65 процентов, по картофелю - 53 процентов, по кукурузе - 34 процентов, по подсолнечнику -28 процентов. Регионам выделяются субсидии на приобретение элитного семенного материала. При этом в нынешнем году в Минсельхозе отказались субсидировать выращивание картофеля на семена. Доля высеиваемых семян отечественного производства остается высокой только по зерновым и зернобобовым культурам (96 процентов), однако качество страдает. До 30 процентов семян являются некондиционными, что негативно влияет на урожайность.
Это интересно: Простые способы обмана покупателя
Отказываясь от формирования и поддержки собственной системы воспроизводства семян и создания новых сортов, мы необратимо втягиваемся в сферу влияния буквально нескольких ТНК, которые контролируют мировой рынок семян. По данным исследователей из "ЕТС-групп", большую часть мирового рынка семян (53 процентов) контролируется всего тремя компаниями. А первая десятка держит 73 процентов мирового рынка. Если страна не имеет собственной семеноводческой отрасли - она становится клиентом ТНК. А та же "Монсанто" хорошо известна своим откровенно диктаторским поведением монополиста по отношению к фермерам и крестьянам.