Доля онлайн-торговли в совокупном торговом обороте РФ пока невелика. Она составляет чуть более двух процентов и около десяти миллиардов долларов, но вместе с тем является самым динамично развивающимся и перспективным видом торговли, ежегодно прирастающим на треть. Большую долю интернет-покупок составляет заграничные товары, и доля эта будет расти.
По данным Cushman & Wakefield, порядка 10 процентов покупаемых россиянами в интернете товаров осуществляется на иностранных сайтах. Жители нашей страны оставляют за границей от 1 до 4 миллиардов долларов в год, оставаясь при этом дома. Административные рычаги влияния на эту ситуацию уже включены. Покупатель в России не может получить товаров на сумму более 1000 евро в месяц с общим весом более 31 килограмма. Если поставляемый товар стоит больше указанного лимита, таможенные органы взимают пошлину в размере 30 процентов от превышения. А если посылка весит больше указанной нормы, то и за каждый килограмм перевеса получатель должен заплатить по 4 евро. Однако этих лимитов вполне достаточно не только для самообеспечения, но и для ведения маленького посреднического бизнеса, что вызывает понятное неудовольствие местных онлайн-продавцов.
Читайте также: Сами с усами, или Турфирмы заменил интернет
А вот почты различных стран, которые с момента внедрения мобильной связи и интернета становились все более ненужными в своей основной ипостаси, буквально ожили, осознав, что интернет-торговля дает им новый шанс. И хотя вопросы скорости доставки по-прежнему остаются слабым местом почтовых служб большинства стран СНГ, государственные монополисты уже взвинтили цены на свои услуги, пользуясь подходящим моментом.
Осень началась с того, что белорусские и украинские почтовики подняли расценки. Белорусские почтальоны работают по тарифу в полтора раза выше прежнего, на Украине же внутренние пересылки подорожали на 30 процентов, а международные - на 15 процентов. При этом посылка весом в пределах двух килограммов стоит те же деньги, что и ранее.
Отечественные онлайн-ретейлеры озабочены конкуренцией зарубежных поставщиков и в некоторых товарных группах проигрывают им целиком и полностью. Спасает лишь то, что многие россияне покупать за пределами рунета не рискуют из-за языкового барьера. К тому же габаритные вещи и продуты питания за границей обычно не заказывают, а значит, есть сегменты, в которых отечественные сети могут чувствовать себя вполне уверено. Тем более, что основной продаваемый через интернет товар - это контент, а также авиа и ж/д билеты - порядка 40 процентов покупок. Самые активно заказываемые за рубежом товары - электроника, а также одежда и обувь - занимают 26 процентов и 8 процентов соответственно. Еще 6 процентов приходится на автозапчасти, на детские товары - 3 процента, книги и диски - 2 процента, косметику - 2 процента, продукты питания - 2 процента.
Еще по теме: Банки готовы работать онлайн
Уже и офлайн-продажи теснейшим образом завязываются на информационные возможности интернета. Если не говорить о вещах ежедневного потребления, то сегодня для совершения значимой покупки в магазине человек все равно предварительно выходит в интернет для мониторинга цен, чтения отзывов, характеристик товара и так далее. Создание электронных каталогов и соответствующих приложений - одна из самых динамично развивающихся ниш интернет-бизнеса и веб-разработки. По данным Lokata, объем рынка приложений по поиску товаров и услуг уже достиг 104 миллионов долларов, а к 2017 году он вырастет в четыре раза.
В западных странах в среднем каждый третий, просмотревший электронный каталог, совершает покупку. Такой уровень конверсии считается крайне высоким, потому инвестициями этот сектор в ближайшее время обделен не будет.
По всей вероятности, бурный рост электронного "католожества" ожидает и Россию. Наша страна с традиционно низким уровнем торгового проникновения в регионах словно предназначена для бурного развития интернет-продаж. Но если всемирная сеть уже практически добралась до самой глубинки, то к интернет-покупкам большинство провинциалов пока непривычны, хотя именно это дает возможность выбора среди широчайшего ассортимента товаров по приемлемым ценам.
Это интересно: Avito: поглощать и властвовать
При этом на фоне опасений и невысокого уровня доверия к региональным магазинам провинциалы более склонны обращать свое покупательское внимание на крупные сети. Крупные "рыбы" выигрывают и за счет более низких цен, ведь местные онлайн-торговцы, как правило, вынуждены закупаться зачастую на базах крупных поставщиков, владеющих собственными торговыми площадками в интернете.
По прогнозу аналитиков к 2020 году интернет-торговля в общем торговом обороте займет уже 8 процентов. И если реформируемой "Почте России" не удастся обеспечить нормальную доставку отправлений в регионы, это потенциально очень хлебное место займут альтернативные службы доставки, рост которых также стимулирует увеличение объемов онлайн-торговли. Ведь наладить приличную доставку в глубинку проще, чем строить там торговые центры. А если в малых городах России разместятся пункты заказов крупнейших иностранных онлайн-ритейлеров, импорт в отечественной торговле станет всеобъемлющим.