Искусство в современных условиях необходимо бизнесу как потенциальный источник креативности. С этим утверждением можно соглашаться, но на практике точек соприкосновения у этих двух направлений человеческой деятельности крайне мало. Имеет ли смысл надеяться, что когда-либо эти две сферы человеческой деятельности будут пересекаться чаще ко взаимному обогащению и развитию?
Современные реалии постоянно демонстрируют тот факт, что искусство как минимум вторично по отношению к требованиям рынка. Для того, чтобы продаваться, оно должно быть как минимум концептуальным или проверенным временем. На сегодняшний день российский бизнес если и проявляет заинтересованность в предметах искусства, то только как к средству инвестирования капитала. Некоторые крупные компании и известные бизнесмены работают как меценаты, но общей тенденции это не исправляет. А ведь многие теоретики искусства делают акцент как раз на взаимодействии этих двух направлений человечекого созидательного творчества.
По мнению директора компании "Art and Business" Колина Твиди, связь между искусством и бизнесом представляет собой либо сотрудничество для целей маркетинга, либо сотрудничество, мотивированное чувством корпоративной социальной ответственности. Вообще, давно и активно обсуждаемый вопрос о разнице между спонсором и меценатом в представлении Твиди достаточно просто решается. Так, в интервью радио "Культура" Твиди пояснял, что некоторые крупные компании, которые вкладывают серьезные деньги в масштабные, пафосные культурные проекты, являются просто партнерами, потому что "спонсором мы называем человека, который дает деньги на культурный проект и получает взамен, например, рекламу или другие маркетинговые привилегии. Меценатом мы называем человека, который дает деньги бескорыстно, из любви к искусству. Во всех случаях, которые я упомянул, это настоящее партнерство между бизнесом и культурой, где они выступают на равных".
Именно это партнерство на равных и является сейчас камнем преткновения для взаимодействия всех заинтересованных сторон. Как не крути, а прибыль в итоге должна быть, иначе смысла в таком равноправном партнерстве просто нет. Причем, для того, чтобы являться коммерчески востребованным, само содержание творчества должно попадать хотя бы в десятку по признаку актуальности затронутых тем. Отсюда встает вопрос социальной направленности искусства.
"Искусство демонстрирует способность вносить некий эстетический порядок, создавая бытийную и духовную психологическую гармонию. На противоположном полюсе я бы обозначил другую тенденцию, которая сегодня, мне кажется, актуальной и является одной из причин экспансии и вообще активности искусства. Это то, что можно назвать - проблематизация жизни, провокация, когда упорядоченная реальность (социальная, бытовая, психологическая) человека способна быть взорвана искусством, переосмыслена для того, чтобы увидеть в привычном непривычное, в старом новое, в законченном перспективное», - цитирует издание MMJ.ru слова ректора Гуманитарного института г. Екатеринбурга Л. Закса. Соцальное искусство по своей сути призвано привлекать внимание к текущим проблемам современности, обращать внимание на острые моменты существования российского социума.
Примером такого симбиоза проникновения взгляда художника в проблемы сегодняшнего дня стал выставочный проект "Формальные отношения", организованный государственным центром современного искусства (ГЦСИ) и Галереей МУМ. Одна из главных задач проекта - соединить две художественные реальности, и поставить вопрос о влиянии и взаимоотношении поколений в искусстве. Открытая 12 сентября выставка-диалог художников-графиков Кирилла Мамонова и Виктории Ломаско показательна именно своей четкой социальной направленностью и обращением к социальной коммуникации. Зарисовки из сумасшедшего дома, портреты инвалидов и проституток, графические репортажи из залов суда, с митингов оппозиции призывают к вниманию простых обывателей и заставляют по-новому переживать актуальные события сегодняшнего дня.
При чем тут бизнес? Искусство способно стать тем катализатором взаимного интереса и общих действий по преобразованию реальности к лучшему, которого сейчас так не хватает в разобщенном российском обществе. Для бизнеса общение такого рода открывает новые перспективы, потому что в искусстве всегда накапливается какое-то количество новаций - методология, мышление, креатив, что развитие творческих индустрий на Западе и показывает. Искусство было и остается способом общественной коммуникации, и в этом ее привлекательность для бизнеса.