Платных дорог в России будет не больше 2,5 тысяч километров, то есть 5 процентов от общей протяженности федеральных трасс. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов в рамках "правительственного часа" в Госдуме. До сентября длина платных участков дорог в России составляла порядка 75 километров, а прибыль они приносили ниже ожиданий.
Называя эту цифру, министр Соколов сослался на международные стандарты, согласно которым протяженность платных трасс в среднем не превышает 5 процентов. Так как у нас около 50 тысяч километров федеральных дорог, то и 2,5 тысячи километров из них могут быть платными.
На самом деле удельный вес платных дорог в общей сети в европейских и других странах в среднем не превышает 3 процентов. Более 3 процентов платных автодорог от общей протяженности всех дорог в стране имеют Аргентина, Хорватия и Гонконг. В Италии, Сербии, Швейцарии, Словакии, Малайзии, Мексике, Кореи, Колумбии - от 1 процентов до 3 процентов. Во Франции, Испании, Норвегии, Белоруссии, Чехии и сопоставимых с Россией США - менее 1 процентов. В Великобритании, Чили доля платных дорог - менее 0,01 процентов. А вот в столь любимой многими нашими автомобилистами и во всех смыслах примерной дорожной инфраструктуре Германии платных дорог нет вообще. Там снимается только плата за проезд грузовиков.
Читайте также: Реконструкция МКАД обойдется недешево
Впрочем, российские подсчеты учитывают не всю дорожную сеть страны, а только федеральные автодороги. Именно основные направления могут обеспечить нормальный для получения приличных доходов трафик. Надо отметить, что первые опыты по внедрению платного проезда в нашей стране, оказались не самыми удачными. С 1998 по 2005 годы функционировали коммерческие дороги в Алтайском крае, Липецкой области, Саратове, Тамбовской и Псковской областях, Хакасии. Все они впоследствии стали бесплатными, так как рентабельность этих дорог оказалась ниже ожидаемой.
К слову, в Транспортной стратегии России до 2013 года, разработанной в 2008 году, говорилось о планах создать в стране сеть платных автодорог общей протяженностью 3044 километров. Теперь же планы скорректированы в сторону понижения - не более 2500 километров. Хорошо это или плохо - решат сами автолюбители. Что же до уровня плановых доходов, на которые рассчитывал "Автодор", то по официальным данным они также оказались значительно ниже.
В 2012-м сборы с платных участков автомобильных дорог оказались на 42 процентов меньше запланированного и составили 750 миллионов рублей против ожидаемых 1,3 миллиардов. Напомним, что госкомпания "Автодор" планировала за 10 лет нарастить доходы от сбора платы за проезд в 83 раза - с 474 миллионов рублей в 2011-м до 39,5 миллиардов рублей к 2020 году.
Еще по теме: Привокзальных сервисов станет больше
Впрочем, как пояснил председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах, доходы компания получала только с двух платных участков трассы М4 "Дон" вместо запланированных четырех. К тому же коммерческий перегон протяженностью 22,7 километров в Московской области, начал работать только в октябре 2012 года вместо апреля. Вторым участком стали 47 километров в Липецкой. Зато доходы от действующих платных участков, оказались на четверть выше ожидаемых, утверждает глава "Автодора".
Выйти на плановые показатели, по всей вероятности, не удастся и в этом году: в 2013 году планировалось получить в виде сборов 2,1 миллиардов рублей. Вместе с тем понятно, что подобные подсчеты носят во многом условный характер. Ведь введение платы за проезд целесообразно лишь там, где есть достаточно напряженный трафик, гарантирующий постоянный спрос и загрузку дороги. Это позволяет получать более-менее заметный финансовый поток от эксплуатации дороги и главное - вовлечь бизнес в формирование придорожной инфраструктуры. И чем сейчас, по всей вероятности, с особым рвением займется Автодор.
Второе, на чем зарабатывает владелец автодороги - это дорожная инфраструктура. А вернее право разместить на придорожной территории различные сервисы, пункты обслуживания, магазины и так далее. В том случае, если сбор за проезд не оправдывает ожиданий, владелец участка зарабатывает как аренодатель на тех, кто оказывает услуги проезжающим.
Это интересно: Аэропорты Москвы трещат по швам
Это так называемое "право примыкания", которое начинается на российских платных дорогах от нескольких миллионов рублей. А в последующем Автодор будет получать регулярную арендную плату с частников. Отдать в пользование придорожные участки для создания свыше 40 таких многофункциональных зон и стать рантье и планирует на своих трассах и "Автодор". Но если не будет плотного трафика, то и с арендаторов много не сдерешь.
Водителей завлекают на платные участки возможностью прокатится с ветерком и при этом не платить штрафы. В августе стало известно, что по платным участкам дорог можно ездить со скоростью 130 км/ч. А где 130 км/ч - там и 150 км/ч. Ездить со скоростью 130 километров в час можно будет на нескольких участках трассы М4 "Дон" в Московской, Липецкой областях и в Краснодарском крае, а также на участке трассы М1 "Беларусь" в Подмосковье.
В сентябре определены и новые платные участки трасс, где можно будет ездить со скоростью 110 км/ч дороги. Ими уже в сентябре станут участки трассы М-4 "Дон" в объезд городов Богородицка и Ефремова в Тульской области. До 110 километров в час увеличат максимальную скорость на Новорязанском шоссе возле Самары и Златоуста. А также неподалеку от Казани на трассе "Казань - Оренбург". В сентябре скоростными станут участки шоссе "Вологда - Новая Ладога" у Вологды. А в конце октября такой же статус получит отрезок трассы М-8 "Холмогоры" на границе Подмосковья с Владимирской областью.