Разразившаяся в Сирии гражданская война вышла за пределы страны, вовлекая в вооруженный конфликт сторонние государства. Силовое вмешательство международного сообщества, возглавляемого США, — вопрос, почти решенный. Широко обсуждаемые в прессе бомбардировки еще не начались, но мировая экономика не замедлила отреагировать резким скачком цен на нефть.
Сегодня стоимость одного барреля колеблется в пределах 110-119 долларов в зависимости от сорта нефти, что позволяет говорить о 20 процентном удорожании. Процесс, стартовавший два месяца тому назад, до сих пор не остановлен и только за последнюю пару дней нефть выросла в цене более чем на 5 процентов. В случае вооруженного вмешательства США, обвиняющего в инициации применения химического оружия действующий сирийский режим, стоимость может достигнуть и вовсе рекордной цифры в 150 долларов за баррель. Последний раз нефть подбиралась к этой высоте в кризисном 2008, но затормозила на отметке в 147 долларов.
Читайте также: Шельф уведут у частников из-под носа?
Эксперты опасаются перебоев в графике поставок и общей напряженности в регионе. Сирия сама по себе не является существенным игроком на нефтедобывающем рынке, но в соседствующий с ней Иран будет вынужден официально задекларировать свое отношение к конфликту, очень вероятно посредством все того же нефтяного рычага. Перекрытие Ормузского пролива затруднит взаимодействие с ОАЭ, Ираком, Кувейтом и Саудовской Аравией. Скачок цен несомненно будет носить временный характер, его бесконтрольный рост не допустят остальные участники сырьевого рынка, скорректировав объемы собственной добычи, но даже кратковременный дистабилизационный период опасен для экономики. Транспортные расходы и издержки бизнеса идут в неразрывной связке и непредсказуемые колебания делают невозможным принятие долгосрочных решений, подводя под удар расчетные показатели бюджета. Где резкий взлет, там и падение, а возникнувший дефицит устранить очень непросто. Для нормального развития экономики стабильность является фундаментальной составляющей, без которой невозможно ни планирование, ни тем более модернизация. Тем самым сегодняшние высокие цены на нефть завтра могут обернуться для России новым кризисом, на преодоление которого потребуется драгоценное время.
Кроме того, нефтяники обеспокоены, что получат отказ в предоставлении налоговых льгот, необходимых для разработки новых месторождений. В условиях временных сверхприбылей правительство закономерно не посчитает поддержку целесообразной, а неизбежно последующий вслед за ними спад сделает зарождающиеся планы нерентабельными. Ряд проектов уже утвержден и перенос сроков затруднителен, что объясняет степень заинтересованности промышленников в государственных послаблениях. В инвестициях нуждаются даже самые процветающие компании, в противном случае удержать добычу нефти на заданном высоком уровне не удастся. Для России, строящей свою экономику не на производственной, а на сырьевой модели, это будет серьезным ударом.
Еще по теме: Норвежский шельф дорого обойдется россиянам
В сирийском конфликте заложена еще одна часовая бомба, угрожающая финансовому благополучию соотечественников. Если силами оппозиционных властей удастся проложить газопровод из Катара в Европу, то Россия лишится существенной доли рынка сбыта. Более дешевое сырье в сочетании с весомыми объемами ресурсов (около 25 триллионов кубометров) на десятилетия отодвинут наши поставки на второй план. Перспективы осуществления проекты весьма отдалены во времени, но гипотетически возможны. После смены политического режима Сирии потребуется долгий восстановительный период, но в высших эшелонах власти от идеи строительства нового газопровода не отказываются.
Вслед за нефтью могут взлететь цены и золото, серебро и прочие драгметаллы. Европейские биржевики находятся на грани паники. Во Франкфурте последние торги ознаменовались резким падением курса акций, а причина все та же — в преддверии ожидаемой резкой реакции США рынок лихорадит, почва уходит из-под ног вместе с драгоценной стабильностью.
Это интересно: Недра России: копать — не перекопать
Москва находится в стороне от военных действий, не принимая в них непосредственного участия и ограничиваясь осторожными комментариями в СМИ. Тем не менее, конфликт имеет общемировой резонанс и тенденцию к разрастанию. Наиболее благоприятным исходом противостояния для России можно считать краткосрочный скачок цен на энергоресурсы, а наименее — вовлечение все новых держав и вооружений, вплоть до ядерных боеголовок. Пока остается надежда на локализацию конфликта, но нельзя отрицать возможность того, что эхо экономических потрясений достигнет и России.