Компания "Вертолеты России" может получить стратегического инвестора. Минпромторг намерен представить соответствующие предложения президенту РФ Владимиру Путину. Контрольный пакет ведущего российского производителя вертолетной техники может уйти из рук государства, планирующего вложить в развитие гражданского вертолетостроения 36 миллиардов рублей.
"Вертолеты России" — единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Это наиболее успешный технологичный холдинг современной России, который показывает стабильный рост объемов производства и является одним из лидеров мирового вертолетостроения. В 2007 году российские вертолетные заводы выпустили 102 машины. В 2011 поставлено 262 вертолета, портфель заказов вырос в два раза и составил 859 вертолетов. В 2012 году было построено 290 вертолетов. А в 2013 году "Вертолеты России" планируют произвести 321 единицу.
Читайте: Индия получит российские вертолеты
В значительной степени портфель компании сформирован военными заказами, что, в общем-то, неудивительно для холдинга, входящего в систему ВПК. "Вертолеты России" принадлежит государству через ОПК "Оборонпром", входящий в "Ростех", который владеет 98,5 процентами акций. "Портфельный заказ ОАО "Вертолеты России" на период до 2020 года составляет 870 машин на общую сумму около 388 миллиардов рублей, в том числе 232 вертолета на экспорт", — отметил на совещании о перспективах российского вертолетостроения в Ростове-на-Дону президент РФ Владимир Путин.
В Ростове-на-Дону расположен и завод "Росвертол, выпускающий вертолеты огневой поддержки Ми-35М, боевые вертолеты нового поколения Ми-28Н "Ночной охотник" и вертолеты двойного назначения Ми-26Т. На заводе Владимиру Путину продемонстрировали последние военные разработки, а также новую модификацию Ми-8. На такой машине летает и сам президент.
А 15 августа в Крыму украинские летчики на подобной машине поставили новый мировой рекорд на российском вертолете. Вертолет Ми-8МСБ, оборудованный самым новым двигателем фирмы "Мотор Сич" за 29 минут 30 секунд поднялся на 9150 метров. Это выше Эвереста! На такую высоту вертолеты еще не поднимались и вдвойне отрадно, что сделал это отечественный вертолет.
Еще по теме: Зачем России малая авиация?
Компания уже собиралась на IPO. В мае 2011 года ОАО "Вертолеты России" могло провести первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Исходя из оценки в 1,8-2,4 миллиарда долларов компания планировала продать акций не более чем на 500 миллионов, из которых до 250 миллионов предлагалось выпустить в рамках дополнительной эмиссии. Из ожидаемой объемов полученных от IPO средств 250 миллионов долларов досталось бы вертолетчкиам, а остальное владельцу — "Оборонпрому".
В ходе подготовки IPO были потрачены средства на широкомасштабную рекламу. В газете "The Times", например, была заказана полоса для поздравления принцу Уильяму со свадьбой. На полосе "висел" вертолет Ми-26 над Букингемским дворцом с большим подарочным свертком. Подпись гласила "Одному известному пилоту от известного производителя вертолетов". Но размещение не состоялось по причине невысокого спроса на акции вертолетного производителя.
С Британией компанию связывает и спонсорство. С 2012 года холдинг "Вертолеты России" явлется официальным партнером команды "Формулы-1" Caterham F1. Сообщается, что кроме взаимного маркетинга стороны занимаются работами с композитными материалами. Ка-62 — средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы.
Читайте еще: Догоним Пентагон со скоростью гиперзвука
Вертолетное IPO могло бы стать первым размещением пакета акций предприятия российского ВПК за рубежом. Но в июне глава ОПК "Оборонпром" Дмитрий Леликов отрицал возможность размещения в этом году "Вертолеты России" с учетом текущей ситуации на фондовых рынках.
Сейчас компанию готовят к передаче стратегу. С связи с этим ожидается и смена руководства "Вертолетов России". По сообщениям прессы, действующий гендиректор Дмитрий Петров уйдет со своего поста по окончании контракта нынешней осенью. В качестве его вероятного преемника называется замгендиректора "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
"Если мы предполагали, что реализация выхода ("Вертолетов России") на финансовые рынки через IPO — это был бы самый оптимальный формат по привлечению средств с финансовых рынков, то сейчас с учетом этой международной кооперации ("Вертолеты России" и итальянская AgustaWestland) мы можем рассматривать — и мы отдельно вам доложим — по стратегическому инвестору", — заявил глава министерства Денис Мантуров на совещании о перспективах развития российского вертолетостроения под председательством Путина.
Перспективах, в первую очередь, гражданских. В сегменте гражданского вертолетостроения в 2013 году общество планирует реализовать 71 вертолет, в том числе 25 единиц — на внешнем рынке. "Вертолеты" видят возможность наращивания объемов производства за счет экспансии в этот сегмент.
Это интересно: Москва осыпает Каракас танками
Несмотря на то, что отечественные наработки в этой сфере имеются, "Вертолеты России" ищут кооперации с иностранными фирмами. В прошлом году AgustaWestland и "Вертолеты России" создали совместное предприятие HeliVert по выпуску гражданских вертолетов. Его цеха находятся в Национальном центре вертолетостроения (Московская область, Люберецкий район, поселок Томилино). Производственные площадки итальянской AgustaWestland находятся в Италии, Великобритании и США. По 50 процентов этой компании владеют Finmeccanica S. p.A. и GKN plc, чьи подразделения — Agusta и GKN-Westland Helicopters — и были слиты в новую компанию в 2000-м году.
Однако не всем продукция российско-итальянского СП пришлась по душе. Министерство обороны России не стало закупать партию российско-итальянских машин АW139, сославшись на высокую цену. Ранее Минобороны планировало приобрести 35 таких машин, при этом в 2013 ожидалась закупка семи вертолетов на 630 миллионов рублей. Тем не менее, управделами президента приобрело несколько итальянских вертолетов Agusta Westland.
На развитие гражданского вертолетостроения из федерального бюджета до 2020 года планируется выделить 36 миллиардов рублей, сообщил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития вертолетостроения. Президент обратил внимание на необходимость формирование полного цикла обслуживания, модернизации и утилизации выпускаемой техники и повышения конкурентоспособности российской техники.