Вузы РФ выпускают не тех специалистов, которые необходимы региональным рынкам труда. И даже большинство студентов-целевиков, получающих образование по востребованному профилю, не хотят работать на запланированных для них местах. В минобрнауки перед новым учебным годом вновь задумались над тем, как совместить образование с требованиями времени.
В среду премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров заявил о необходимости поддерживать вузы, которые учитывают интересы регионов и имеет тесные связи с предприятиями.
"Именно для таких учебных заведений нужно предусматривать наибольшее количество бюджетных мест, на конкурсной основе отбирать образовательные и научно-исследовательские проекты, оказывать соответствующую господдержку, стимулировать деловые круги к участию в их финансировании. Это, кстати, хороший ориентир для бизнеса, чтобы определиться, где можно создавать новые производства, а для регионов — развивать свой инновационный и технологический потенциал", — отметил Дмитрицй Медведев.
Читайте также: Государство пошло в вузы кривой дорогой
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов констатировал очевидное: работа российских вузов плохо коррелирует с требованиями рынка труда. Вместо необходимых инженеров и технологов выпускаются бесконечные экономисты, менеджеры и юристы.
Вузы продолжают тысячами выпускать юристов-экономистов, усугубляя парадоксальную ситуацию, когда юристов-экономистов очень много, но толковых днём с огнем на сыщещь, а люди с дипломами торгуют в магазинах. Причем многие обучаются за счёт бюджета и могли бы найти себе более эффективное применение.
В советское время вопрос кадрового дефицита в тех или иных отраслях решался с помощью двух механизмов — это система распределения выпускников ВУЗов, которая дополнялась институтом прописки. Естественно, что меры эти носили ограничительный характер, но в целом для народного хозяйства они были весьма полезны.
С развалом СССР эти института деградировали, как, впрочем, и институты образовательные. Прописка кроме объективного ограничения свободы места жительства стала еще и фактором негативно влияющим на трудовую мобильность. А обязательное распределение кануло в лету по мере того, как государство начало уходить из экономики.
Тем не менее, осталась практика так называемого целевого набора, когда студент учится под заказ со стороны того или иного региона или предприятия с обязательством отработать потом положенный контрактом срок.
Всего в 2013г. для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения России, было открыто 491 тыс. бюджетных мест. Столько же было и в прошлом году. Доля учащихся, поступающих по целевому набору, постепенно снижается, но остаётся довольно высокой. В 2010-м году это было 25%, в 2011-м — 25%. В 2012 году доля была сокращена с 20% до 15%.
Ранее бывший министр образования Андрей Фурсенко пояснял сокращение целевого набора борьбой с зачислением студентов с низкими результатами ЕГЭ. Зачастую целевой набор использовался как лазейка для недобравших баллы.
Вместе с тем он остаётся одним из немногих механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между потребностями рынка труда и системой высшего образования. Однако эффект от целевых наборов крайне низок. Получившая диплом молодёжь не спешит занимать те рабочие места, на которые целевиков планировали. Главная проблема — отсутствие юридически безупречных взаимных обязательств между заказчиком, студентом и вузом.
В первую очередь сбегают целевики, которые обучаются за счёт средств федерального бюджета по заказам на подготовку специалистов от муниципалитетов.
Кроме того, есть еще и целевики, обучающиеся по заказам конкретных предприятий. Предприятия оплачивают их обучение, а абитуриент обязуется после обучения отработать в качестве специалиста на этом предприятии не менее трёх лет или же вернуть те средства, которые были потрачены на их обучение.
В ходе заседания правительства министр образования Дмитрий Ливанов, заявил о том, что обманувшим ожидания работодателей студентам-целевикам придётся не просто вернуть заказчику стоимость обучения, но и выплатить неустойку в размере еще 100% от цены обучения.
Для того, чтобы сглаживать дефицит рабочей силы и специалистов в тех или иных отраслях экономики необходимо обеспечить массово снабжать молодёжь профессиональными навыками. В России необходимо ввести обязательное среднее специальное техническое образование, которое можно будет получить, обучаясь в средней школе. Современный выпускник школы, как правило, не умеет ничего. Это чистый теоретик, который затем ещё на 5 лет выпадает из числа экономически активного населения, получая зачастую нужное высшее образование, но с ненужной профессией.
Еще по теме: Бесплатное образование — только по стандарту
В условиях, когда демографическую ситуацию в России почти буквально отражает пословица "семеро с ложкой и один с сошкой" — это роскошь. Тем более, что совмещать вузовское ученье и производственный труд, вполне реально, что доказывается опытом предков. Работающий студент должен стать нормой, но для этого он должен быть уже владеть определенными рабочими или инженерными навыками. Дело еще и в том, что стоимость переквалификации в России остаётся достаточно высокой по сравнению с ведущими экономиками мира.
Экспертами Всемирного банка был разработан специальный коэффициент трудовой мобильности, который сравнивает цену переквалификации со средним годовым заработком по стране. В попавших под обследование странах коэффициент в среднем составил 3,75. Это означает, что получение новой профессии и компетенций в среднем по миру обходится в 3,75 средних годовых зарплат в стране. В России коэффициент составляет 4,56 средних годовых зарплат: получать новую профессию и менять сферу приложения сил россияне не спешат, уходя в зону серых заработков и получая пособия по безработице из бюджета. Но современная жизнь требует постоянного обучения, готовности к смене работ и максимального универсализма.