Выражение: "Реклама — двигатель торговли" давно превратилось в избитый штамп. Однако компании, особенно крупные, продолжают вкладывать средства в продвижение своих товаров. Тем не менее, даже самые дорогостоящие вложения еще не гарантируют успеха продаж. Недавно американская телерадиосеть CBS назвала десять самых провальных рекламных кампаний.
1. Черно-белый видеоролик компании Nike от агентства Wieden& Kennedy, где снялся гольфист Тайгер Вудс. Ролик недвусмысленно намекал на скандал, приключившийся в семье Вудса в 2009 году, когда выяснилось, что за пять лет брака он изменил своей жене Элин Нордегрен со 120 женщинами. После выхода ролика на экраны многие рекламодатели расторгли контракты с Вудсом, а его супруга официально подала на развод.
2. 20-секундный вирусный ролик, рекламирующий новый Фольксваген-Поло, распространявшийся по Сети в 2005 году. В ролике показано, как араб-террорист взрывает себя в автомобиле, припаркованном возле кафе. При этом взрыв происходит только внутри машины, а кузов его гасит. Ролик заканчивался рекламным девизом модели Polo: "Маленький, но крепкий".
Авторов рекламы обвинили в спекуляции на темах расизма и терроризма, а также выпадах против арабского населения. Правда, оказалось, что владельцы знаменитого автоконцерна не имеют к этому никакого отношения: ролик придумали некие Дэн Брукс и Ли Форд, которые заявили, что хотели просто пошутить.
3. Сообщение в Twitter, сделанное управляющим пиар-агентством Ketchum. Последний, прибыв в Мемфис, чтобы встретиться с клиентом из Fedex, написал в своем блоге: "Признаюсь вам честно: сейчас я нахожусь в одном из тех городков, по прибытии в которые я всегда, почесывая голову, удивленно восклицаю, что скорей бы умер, чем согласился тут жить". Скандал вышел грандиозный. Уладить ситуацию удалось только путем многочисленных извинений, принесенных Fedex.
4. Реклама Pepsi с Майклом Джексоном, снятая в 1984 году. Во время съемок приключился незапланированный взрыв пиротехники. У певца загорелись волосы на голове, он получил ожоги второй и третьей степени и попал в больницу. Вот такой получился "черный" пиар…
5. Реклама спортивной обуви Just For Feet, снятая агентством Saatchi&Saatchi в 1999 году. По сценарию темнокожего бегуна из Кении усыпляет, похищает и насильно переобувает группа военных. После того как ролик продемонстрировали на Суперкубке, его создателей обвинили в расизме и инициировали против них судебный процесс.
6. Ребрендинг соков Tropicana, проведенный в конце прошлого года компанией PepsiCo. После того как с упаковки соков исчез привычный апельсин с трубочкой, и дизайн сменился на более современный и совершенно безликий, продажи упали на 20 процентов. Пришлось срочно вернуть изображение фрукта назад, а авторам нового логотипа, агентству Arnell Group, досталось на орехи.
7. Акция английской компании-производителя бытовой техники Hoover. В августе 1992 года компания объявила, что каждый британец, купивший до конца января 1993 года продукцию Hoover на сумму более 100 фунтов, получит два бесплатных билета туда и обратно в одну из европейских стран. А потратив 250 фунтов, можно было обрести два "халявных" авиабилета до Нью-Йорка и в обратную сторону.
Объявление вызвало жуткий ажиотаж. Тогда как организаторы акции планировали, что в ней примет участие 50 тысяч человек, таковых оказалось 200 тысяч. Сотрудники не успевали обеспечивать выигравших билетами. Последовали обвинения в мошенничестве, и Hoover пришлось заплатить 48 миллионов фунтов в качестве возмещения ущерба.
8. Рекламная кампания сети закусочных Taco Bell, запущенная в сентябре 1997 года вместе с агентством TBWA. В ней участвовал пес породы чиахуа, который произносил: "I want some Taco Bell".
Реклама имела оглушительный успех, но в 2003 году два креативщика подали на компанию Taco Bell в суд, обвинив ее в присвоении интеллектуальной собственности. Им удалось доказать, что идею рекламы они предложили еще в 1996 году, но тогда сеть закусочных отказалась от их услуг. В результате молодые люди отсудили у Taco Bell 42 миллиона долларов.
9. Рекламная кампания мультсериала для взрослых "Aqua Teen Hunger Force". В 2007 году в рамках этой кампании по всему Бостону расставили коробки, на которых был нарисован мультперсонаж, демонстрирующий средний палец руки. Также из коробок торчали электронные кабели. Это спровоцировало панику, так как люди подумали, что в коробках взрывчатка и их оставили террористы…
10. Детище агентства DDB Brazil, подготовленному ею для Всемирного Фонда дикой природы (WWF). В 2010 году агентство представило фейк на тему трагедии "9/11". Принт изображал Манхэттен с нацеленными на него самолетами. Присутствовали там и башни Всемирного Торгового Центра, которые, рухнувшие при теракте 11 сентября 2001 года. Правда, WWF открестился от фейка и назвал данную рекламу "возмутительной и безвкусной".