Громкий судебный спор между простым клиентом банка из Воронежа Дмитрием Агарковым и "Тинькофф Кредитные Системы" (ТКС) закончился перемирием. Дмитрий Агарков, талантливо "раскрутивший" банк на выдачу кредита с нулевым процентом, неожиданно объявил о прекращении судебных тяжб, тем самым развеяв свою едва сформировавшуюся в народе репутацию героя.
Чрезмерно высокие процентные ставки, которыми славятся российские банки, породили в обществе скрытую неприязнь по отношению к кредитным учреждением. Накалившееся раздражение россиян, вынужденных постоянно брать кредиты на невыгодных условиях, резко вырвалось наружу благодаря воронежцу Дмитрию Агаркову. Обыкновенный гражданин России в 2008 году обвел вокруг пальца работников банка "Тинькофф Кредитные Системы" (ТКС), составив договор на собственных условиях. В соглашении на оформление кредита Агарков указал ставку в 0 процентов, что не было замечено банковскими работниками при подписании анкеты.
Читайте также: ГСС борется с финансовыми проблемами
Впрочем, невнимательность работников ТКС-банка понять можно, ведь процентная ставка в договоре пропечатана изначально, только сделано это очень мелким шрифтом. Мелкий шрифт - один из самых распространенных инструментов для вуалирования нежелательной для клиента информации. Этим инструментом повсеместно пользуются маркетологи, производители, юристы при составлении договоров и так далее. Однако вряд ли кто-то их них мог предположить (до скандального судебного разбирательства ТКС с Дмитрием Агарковым), что этот инструмент может быть использован клиентом против самого составителя документа.
Предложение финансовой организации воронежец получил по почте. Просмотрев его, Дмитрий Агарков заметил, что вместо декларируемой ставки в 12 процентов кредит предлагается по ставке порядка 45 процентов годовых, что было прописано тем самым мелким шрифтом. Для того чтобы изменить цифру, воронежец отсканировал анкету с бланком, после чего и вписал свой героический "ноль" в графе о процентной ставке за пользование кредитом и комиссии за выдачу наличных средств.
"Если честно, я не ожидал, что банк подпишет договор, который я написал. Заполнил анкету-заявление и направил его в банк ради шутки и очень удивился, когда через месяц мне пришла кредитная карта", - приводит "Российская газета" слова Дмитрия Агаркова.
Еще по теме: Эволюция банковского дела
Когда в банке заметили, что некий клиент Агарков с выплатами не спешит, к нему обратились с претензией, после чего гражданин и обратил внимание на то, что проценты платить он, в общем-то, и не должен. Тем не менее, суд взыскал с заемщика 19 тысяч рублей в пользу банка. Тогда в июле 2013 года Агарков обратился в Коминтерновский райсуд с иском на 24 миллиона рублей, который предусматривает выплаты в размере 3 миллиона рублей за каждое из допущенных банком нарушений условий и тарифов в одностороннем порядке, пишет Газета.ру.
Представители ТКС выходке своего хитрого клиента неприятно удивились и решили воронежца, уже снискавшего славу среди других "заложников" российских банков, привлечь по статье "мошенничество" Уголовного Кодекса РФ. К разбирательствам подключился и владелец банка, Олег Тиньков, пригрозивший в собственном блоге в Twitter добиться для Дмитрия Агаркова наказания в виде четырех лет лишения свободы. В ответ на это воронежец сообщил о намерении эмигрировать из России в связи с угрозами.
Это интересно: Как избежать ипотечного рабства?
Но несмотря на полную уверенность экспертов и общества в то, что дело решится в пользу Дмитрия Агаркова, имеющего на руках подписанный работниками "Тинькофф Кредитные Системы" документ, обе стороны вдруг сообщили об отзыве взаимных претензий. Накануне в российских СМИ повсеместно было опубликовано заявление гендиректора банка Оливера Хьюза: "Конфликт неконструктивен, поэтому мы решили завершить его по-джентльменски, путем снятия взаимных претензий". Эксперты тут же парировали, что "джентельменские" уступки и благородство вряд ли имели место быть в данном судебном разбирательстве, однако причина, по которой стороны пошли на мировую, на данный момент остается тайной.
Впрочем, пускай Дмитрий Агарков и лишился геройской славы, а многими российскими пользователями Интернета и вовсе был публично изгнан с пьедестала, но чего-то он все-таки добился. И речь идет не столько о полученной от банка дебетовой карте Tinkoff Black, по которой банк начисляет 10 процентов годовых на остаток по карте и платит cash back до 30 процентов по отдельным видам покупок, сколько о хорошей "встряске" финансовых организаций. О проблеме потребительского отношения банков к клиентам и о долговых капканах, расставляемых банками, заговорили вслух. Остается лишь надеяться, что данный прецедент заставит финучреждения вспомнить о социальной ответственности по отношению к населению, а самих граждан - внимательнее читать условия кредитных соглашений.