Обеспокоенная низким уровнем производства, Госдума разрабатывает ряд мер, направленных на поддержание частного предпринимательства. В осеннюю сессию будут пересмотрены главы ГК, регулирующие порядок открытия и взаимодействия франшизных организаций. Поправки должны поспособствовать развитию не только этой формы бизнеса, но и экономики в целом.
Франшиза является давно разработанной и успешно действующей схемой, при которой широко известные торговые марки позволяют выпуск продукции под своим именем. За право использования звучного бренда необходимо заплатить. Иными словами, его арендуют на условиях, прописанных во франшизном договоре. Как правило, требуется внесение вступительного взноса и последующих фиксированных выплаты. Франчайзи получает доверие покупателей, налаженный технологический процесс, хорошо прогнозируемый спрос и стартовое оборудование с возможностью первичного обучения персонала. В замен он обязуется как минимум контролировать качество продукции, а как максимум отказаться от дальнейшего расширения бизнеса, сосредоточившись лишь на единожды выбранном направлении.
Читайте также: Как добиться успеха в Китае: секреты брендов
Свобода действий сильно зависит от вида франшизы. Либо вы получаете полностью готовый бизнес-проект и действуете строго в его рамках (классическая франшиза), либо отправляетесь в самостоятельное плавание (свободный вариант). Первый вид распространен в Европе, а второй, отличающийся очень мягкими требованиями к франчайзи, более популярен в России. Кроме вышеперечисленных, существуют франшизы серебряные, золотые, лицензионные, импортозамещающие, банковские и корпоративные, отличительные черты которых частично понятные из названия. Золотая франшиза дает возможность быть монополистом в своем регионе, а серебряная или "бизнес под ключ" фактически является вторичной передачей прав собственности за ежемесячные процентные отчисления. Импортозамещающая форма позволяет выпускать дублирующую линию более дешевой продукции, ориентированной на другой сегмент рынка.
У каждого вида есть свои особенности, но ни один из них не обещает беззаботного почивания на лаврах и пожинания плодов чужого успеха. Раскрученный бренд продавать несравнимо легче, чем начинать собственный путь, но новоявленный франчайзи непременно столкнется с незапланированными сложностями. Арендная плата имеет тенденции к росту, налоговая база непредсказуема и изменчива, поставщики, навязанные договором или найденные собственноручно, могут задрать цены или вовсе сорвать поставки, а в худшем случае и сама франшиза окажется дутой, то есть неспособной приносить заявленную прибыль. При этом жесткие условия договора обязывают продолжать регулярное внесение выплат, даже если доходность предприятия ушла в глубокий минус.
Еще по теме: ИКЕА: возвращение блудного отца
Потребители также имеют основания относиться к чужеродной франшизе настороженно. Не станут ли под прикрытием проверенных брендов выпускать заведомо некачественную продукцию? Можно смело утверждать, что гораздо опаснее самовольный захват имени, при котором порадовать покупателя способна только этикетка. Франшизодатели осуществляют регулярное наблюдение за дочерними предприятиями и карают нарушителей штрафами, а то и вовсе разрывают договор. Франчайзи и сами в не меньшей степени заинтересованы в поддержании качества, репутацию легко потерять и сложно восстановить. Печальный пример Довганя, широко известного в начале 90х, отлично иллюстрирует беззащитность бизнес-империй. Целая сеть хлебопекарен обанкротилась из-за потери контроля над технологией производства и излишне лояльных требований к оснащению филиалов.
В России имя в аренду охотнее всего берут для открытия ресторанов, кафе, языковых школ и салонов красоты, то есть большинство готово производить "воздух", а не материальные ценности. В легкой промышленности франчайзи исчисляются сотнями, а в сфере услуг - тысячами. Это объясняется тем, что в последнем случае уровень риска и затрат меньше, а темпы окупаемости выше. Ведь даже любезно предоставленное оборудование придется выкупать если и не сразу, то по мере становления. При этом стартовая стоимость франшизы не мала и, например в ресторанном бизнесе, начинается от 2 миллионов рублей. Сюда необходимо приплюсовать расходы на аренду помещения, закупку сырья, фонд заработной платы и прочая и прочая.
Это интересно: Китайский ширпотреб не победить?
Начинающие предприниматели зачастую вынуждены прибегать к кредитованию и, ориентируясь на высокий спрос, банки приступили к разработке специальных программ. Так в текущем году Сбербанк выпустил продукт "Бизнес-Старт", характеризующийся льготными ставками и гибкой процедурой оформления. В дополнение к нему практически в то же время запущен независимый проект "Лайф Франчайзинг", обеспечивающий инвестиционное финансирование предпринимателей на всей территории России. Заручившись трехсторонней поддержкой главного банка страны, частных инвесторов и правительства (не забываем о дополнениях к ГК), молодые бизнесмены смогут быть уверенными в ликвидности франшизы как таковой и смело сместить акценты со сферы услуг на собственное производство.