21 июля 1816 года в семье раввина Самуэля Леви Йошафата родился третий сын Исраэль, известный сегодня как родоначальник крупнейшего информационного агентства. Успех и слава нашли его вдали от родного провинциального городка Касселя и совсем под другим именем. История агентства "Рейтер" и его неординарного основателя заслуживает отдельного внимания.
Исраэль рано потерял отца и уже в 13 лет был вынужден прервать школьное обучение и самостоятельно зарабатывать на жизнь, служа помощником клерка в Геттингенском банке, принадлежащем мужу сестры, и параллельно посещая торговое училище. При первой же возможности юноша перебирается в Берлин, где открывает собственное небольшое издательство, а при нем и книжный магазин. Коммерческого успеха предприятие не имеет. Из-за излишне острых памфлетов правительство вскоре прикрывает издательство. Но Исраэль успевает обрести в столице новую веру, имя и спутницу жизни — дочь промышленника Иду Магнус. Если переход в христианство — лишь попытка упрочить социальное положение, то жена останется верной помощницей на протяжении всей жизни.
Читайте также: Корнелиус Вандербильт — "человек и пароход"
Париж, куда устремилась молодая пара в 1848 году, встретил новоиспеченного Пауля Юлиуса Рейтера неприветливо — безызвестных, но амбициозных журналистов здесь всегда было в избытке. Пауль же метит еще выше и пытается открыть собственное информационное агентство. В те годы новости передавались почтовыми каретами и за время путешествия успевали порядком устареть. Организация пересылки информации между Францией и Бельгией (Ахен-Брюссель) почтовыми голубями экономила массу времени и принесла автору идеи безоговорочный успех. Впрочем, ликование длилось недолго. Развитие телеграфного сообщения возвращает Рейтера к нулевой отметке, все приходится начинать сначала.
По совету друзей в 1851 году Пауль перебирается в Лондон и вновь открывает агентство, традиционно названное собственным именем (Reuters), но здесь ему приходится конкурировать с признанным гигантом-газетой "The Times" — и бороться со стереотипным отношением к чужаку-немцу, да еще и еврейского происхождения. На первых порах агентство Рейтера делает упор на передачу коммерческой информации. Удачное заключение контракта с Лондонской биржей по обеспечению скоростного обмена информацией между нею и европейскими подразделениями существенно упрочивает положение нового агентства. Точность, скорость и достоверность передаваемых данных помогает завоевать доверие клиентов, среди которых вскоре оказывается и сам Ротшильд.
Еще по теме: Associated Press — бизнес на вихре событий
Заручившись финансовой поддержкой, Рейтер расширяет сферу деятельности и переходит к передаче политических новостей. Талант менеджера, строительство новых телеграфных линий и нестандартный подход к делу (вплоть до подкупа владеющих информацией лиц) — все в совокупности помогает обойти еще недавно незыблемых конкурентов, тот же "Таймс" к 1858 году превращается из соперника в клиента. События гражданской войны, убийство президента Линкольна, речь Наполеона III и другие животрепещущие новости агентство Рейтера добывает самым первым. Широкая филиальная сеть (по всему миру-от Европы до Африки) позволяла быть воистину вездесущим.
Впрочем, Пауль действовал не в одиночку. Сферы влияния были поделены между тремя основными игроками, хорошо знакомыми между собой еще со времен становления. Кроме агентства Рейтера существовала еще два — Гаваса, работающего на территории Франции, Испании, Италии, Португалии и части стран Южной Америки и Европы, и Вольфа, обслуживающего пространство германских государств, России, Скандинавии и Австро-Венгрии. Между тремя партнерами было заключено корпоративное соглашение о беспрепятственном и бесплатном обмене информации, просуществовавшее вплоть до Первой мировой войны.
Это интересно: Идея, вынудившая Морзе сложить кисти
Успех Рейтера был настолько велик, что в 1871 году герцог Эрнст II пожаловал ему баронский титул, признанный английской королевой Викторией лишь через 20 лет. Общественность до последнего искала подвох в секрете столь быстрого развития информационного предприятия и приписывала несуществующих покровителей, а то и обвиняла новоявленного дворянина в шпионаже. Рейтер отошел от дел в 1878 году, оставив руководство компанией своему сыну Герберту. Тот благополучно осуществлял управление вплоть до смерти в 1915 года, после чего сменилось много владельцев и сегодня агентство представляет собой крупное акционерное общество, услугами которого ежедневно пользуются более миллиарда человек.
Пауль Рейтер скончался 25 февраля 1899 года в Ницце, о чем незамедлительно сообщило одноименное агентство, до сих пор остающееся одним из самых авторитетных источников информации.