Крупнейший в мире транспортный самолет, совершивший первый полет в 1982 году, был спроектирован отечественными авиаконструкторами и по сей день остается рекордсменом грузоподъемности среди серийных моделей. Речь идет о легендарном Ан-124, разработанном для нужд армии. Долгое время "Руслан" провел в забвении, но теперь выпуск его могут возобновить.
Незаурядные технические параметры гиганта сыграли с ним недобрую шутку — "Руслан" был незаслуженно позабыт и в течение десятков лет оставался практически невостребованным. Сегодня, после завершения первого этапа переговоров о совместном Российско-Украинском производстве модифицированной версии АН-124, можно говорить о его втором рождении.
Причины длительного забвения вполне понятны. Завершение неспокойной эпохи холодной войны затормозило развитие вооружения страны. Отпала необходимость в транспортировке тяжелой военной техники — межконтинентальных баллистических ракет, мобильных пусковых установок, тягачей и тому подобного. Запросы мирного времени оказались слишком легковесными для "русского чуда" (так "Руслан" окрестили на французском аэрокосмическом салоне 1985 года). Штатской работы хватало для окупаемости содержания лишь небольшой группы данных самолетов. Гражданские заказы поступали крайне редко и нерегулярно, несколько единиц состояли на балансе Минобороны и, если называть вещи своими именами, простаивали.
Читайте также: "Руслан": забвение "русского авиачуда"
В новом тысячелетии осталось чуть более 20 машин, эксплуатируемых тремя авиакомпаниями — "Полет", "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова". Все они были "старичками" и испытывали сложности с поддержанием технического состояния на должном уровне. Выпуск новых АН-124 давно приостановили в связи с экономической нецелесообразностью, а к 2004 году прекратили и производство запасных частей. Из-за отсутствия комплектующих на Ульяновском авиазаводе заморозили сборку двух практически готовых самолетов.
В последние годы намечалась тенденция к возрождению уникального самолета. Понятно, что производство его в первозданном виде не имело смысла, требовалась серьезная модернизация в соответствии с современными реалиями. Грузоподъемность более 80 тонн, а "Руслан" изначально был способен поднять до 140 тонн единовременно, превышала потребности даже самого крупного заказчика — Минобороны. Снижение этого параметра позволило бы более эффективно использовать мощности воздушного судна и решить проблемы с аэродромным обеспечением. Отсутствие электроники в системе управления самолетом служило несомненным плюсом в военное время — машина оставалась устойчивой к воздействию электромагнитных импульсов, но количество единиц экипажа заметно возрастало — до 6ти человек. Шумовые и экологические показатели двигателя также более не проходили в рамки мировых стандартов.
Еще по теме: Имидж Boeing испортила "мечта"
Юрий Бойко, вице-премьер Украины, заявил, что на последнем июльском заседании в Сочи достигнута договоренность между Россией и Украиной о создании совместного предприятия по серийному выпуску модифицированной модели "Руслан", учитывающей все вышеперечисленные замечания. АН 124-200 придет на смену АН 124-100 и будет комплектоваться усовершенствованным двигателем Д18Т с цифровой системой управления, что позволит уменьшить состав экипажа до трех человек. Учредительные документы нового СП предположительно будут подписаны в двухстороннем порядке к сентябрю текущего года и тогда уже станет возможным более точное прогнозирование сроков выпуска первых самолетов.
Месторасположение производственных мощностей и компания, которой доверят реализацию проекта, пока окончательно не определены, но с большой долей вероятности ею станет российский "Авиастар-СП" в Ульяновске. Совместное производство позволит избежать конкуренции между участниками договора и будет способствовать продвижению продукции на внешний рынок, который по оценкам аналитиков готов встретить новый самолет-гигант. Бойко не сомневается в том, что каждая из стран, участвующих в соглашении, привнесет в продвижение проекта свой вклад. Со стороны Украины — это инновационные разработки и технологии, а со стороны России — финансовая поддержка и помощь в заключении контрактов на продажу.
Это интересно: Ту-154: прощание с легендой
Обе страны одинаково заинтересованы в скорейшем страте совместного предприятия и готовы незамедлительно приступить к работе. В случае успешной реализации серийного выпуска и интеграции модифицированной модели АН-124 можно будет перенести полученный опыт на переоборудование других самолетов, как пассажирских, так и специализированных. Пока же сроки выпуска первых машин находятся в далекой перспективе, тем более что впереди их ждут длительные летные и технические испытания.