Российский авиапроизводитель "Гражданские самолеты Сухого" испытывает очень серьезные финансовые сложности. По данным экспертов, компания имеет два миллиарда долларов долгов, с которыми ей трудно справиться самостоятельно. Не исключено, что в ближайшее время ГСС понадобится помощь государства. А сейчас ОАК и ВЭБ решают, как спасти ситуацию.
На сегодняшний день задолженность авиапроизводителя составляет $2,1 млрд, $600 млн из этой суммы составляет долг перед Внешэкономбанком, отмечает Коммерсант. Причем проблемы проявились еще в прошлом году, когда компания уже нарушала условия обслуживания кредитов, взятых в Европейском банке реконструкции и развития, а также долговые обязательства перед банками WestLB и ВТБ.
До конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но у компании осталось лишь полгода на решение финансовых проблем. Так что проблемами долгов ГСС заинтересованыне стороны — ВЭБ И ОАК — занимаются уже сейчас. В консультациях также принимают участие профильные министерства.
Читайте также ОАК поставит около ста самолетов SSJ-100 в 2012 году
Проблем там действительно много — долг перед ВЭБом составляет более $600 млн. В принципе, он может быть погашен акциям ГСС или ОАО "Сухой", а перед другими кредиторами — облигациями на $1 млрд под госгарантии. Не исключен вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus).
Многое зависит от реализации уже имеющихся лайнеров. В феврале 2012 года Bigness. ru писал, что "Объединенная авиастроительная корпорация" планировала заключить контракты на продажу 50-100 самолетов Sukhoi Superjet 100 и нескольких десятков Ан-148. Тогда компания намеревалась поставлять на рынки две новых модификации Superjet: одну с увеличенной дальностью полета (с трех до четырех тысяч километров), вторую — в бизнес-варианте для VIP-перевозок.
В итоге в прошлом году компания продала лишь 12 самолетов, закончив год с убытком в $111 миллионов. Выручка компании по МСФО в 2012 году составила $198 млн, убыток — более $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО "Сухой" и ОКБ "Сухой", 25% плюс 1 акция — World Wings S. A. (структура итальянской Finmeccanica).
Еще по теме Sukhoi Superjet на 67% cостоит из импортных деталей
В 2013 году планируется продать 27 лайнеров, отмечает Утро.ру. Основные проблемы начались после того, как национальный авиаперевозчик Армении "Армавиа" отказался от приобретения второго самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), в связи с финансовыми проблемами в компании.
"К сожалению, авиакомпания "Армавиа" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" не сумели придти к компромиссу", — сообщила тогда пресс-секретарь авиакомпании Нана Аветисова, не раскрывая детальнее причину отказа. У "Сухого" был контракт на поставку двух самолетов Sukhoi Superjet 100, а еще на два лайнера у компании был опцион. Первый самолет доставили армянской авиакомпании 19 апреля 2011 года, второй Superjet 100 авиакомпания должна была приобрести с 20 по 30 июля 2012 года.
Это интересно Самолеты Sukhoi Superjet 100 получат двигатели во второй половине года
Эксперты подчеркивают, что "Гражданским самолетам Сухого" скорее всего придется просить у правительства дополнительного финансирования. Можно пераспределить в пользу SuperJet 10,7 млрд руб., заложенные на запуск производства грузового Ан-70. А руководство ВЭБ дополнительно выделит компании субсидию в 15 млрд рублей.
В самой компании утверждают, что ГСС в состоянии нести все свои финансовые обязательства. Как говорится в пресс-релизе авиапроизводителя, "обслуживание кредитов и выполнение обязательств ГСС перед кредиторами проходит в рамках плановых мероприятий и полностью соответствуют действующей стратегии финансового развития компании. Работа с кредитным портфелем ГСС и обеспечением возможностей для регулярного обслуживания своих обязательств начата не вчера. В 2012 году Внешэкономбанк (ВЭБ) открыл кредитную линию размером один миллиард долларов США на поддержку проекта SSJ-100. Эти действия также имеют полную поддержку со стороны основного акционера компании — ОАО "Компания "Сухой", а также ОАО "ОАК".
Разрабатываемый в настоящее время пакет мер поддержки проекта позволит выйти на запланированные показатели деятельности. В частности, совместно с ОАК и другими заинтересованными структурами проводится анализ возможных сценариев реструктуризации долга компании. Также проводится обсуждение и анализ возможных вариантов поддержки программы SSJ100, как в части прямой поддержки, направленной на повышение текущей ликвидности и увеличение собственного капитала, так и поддержки финансирования продаж воздушных судов.
В соответствии с бизнес-планом проекта выход на безубыточность планируется уже с 2015 года, объем выручки при этом составит более $1,5 млрд, а к 2018 году выручка компании составит более $2 млрд. При этом операционный профицит будет достигнут уже в текущем году, а с 2015 года ЗАО "ГСС" выйдет на положительный чистый денежный поток, что позволит обеспечить финансовую устойчивость компании". Поэтому говорить о банкротстве компании пока рано.