Объекты стрит-ретейл в центре Москвы дорожают с каждым годом. Для арендаторов рано или поздно это становится проблемой, так как ставки растут, а объемы снижаются. В таких условиях очевидно, что взгляды предпринимателей будут обращаться за пределы Садового кольца. По крайней мере, объекты в спальных районах столицы не стоят запредельных денег.
По данным экспертов, сокращение объема предложения в сегменте стрит-ретейла в Москве - довольно типичная ситуация на протяжении нескольких лет. Как пишет Газета.ру, из-за ограниченного выбора объектов в центре города и их высокой стоимости, все больше арендаторов присматривались к бизнесу за пределами Садового кольца. В итоге из-за повышенного спроса предложение на эти объекты также стало сокращаться.
Читайте также Хитрый маркетинг: великая ценовая революция
В обзоре компании RGG, данные которого цитирует издание, в количественном выражении с мая 2012 года предложение в аренду помещений street-retail за границами ЦАО снизилось на 33% до 139 объектов, а их общая площадь - на 35%, до 38 тыс. кв.м. При этом в центре Москвы за год предложение помещений в аренду уменьшилось, но меньше, на 12%, а вот в количественном выражении, наоборот, выросло - на 3%.
Ставка аренды, на фоне сокращения предложения, за пределами Садового кольца выросла на 12%, до $989 за квадратный метр в год. Средняя ставка аренды в центре города увеличилась куда меньше - на 4%, до $2,077 тыс. за квадратный метр в год. Более медленные темпы роста ставок в центре объясняются ограниченным спросом со стороны арендаторов из-за дефицита помещений и высокой стоимости аренды.
Еще по теме Продавцы торопят новогодний бум
Необходимо отметить, что в сегменте стрит-ретейл новые площади возникают за счет ротации арендаторов, вывода на рынок помещений новыми собственниками, а также редевелопмента помещений. Самыми популярными объектами за пределами центра являются помещения небольшой площади (около 50 кв.м), расположенные на первой линии домов, около метро, в наиболее популярных у горожан местах. Спальные районы сейчас нуждаются в точках продажи товаров первой необходимости - отсюда рост популярности таких помещений у арендаторов.
В настоящее время как объекты стрит-ретейла используются территории новых жилых комплексов в удаленных районах. Аренда таких площадей обходится в $500-800 за квадратный метр в год. В центре более востребованными являются помещения площадью от 100 кв.м, аренда которых в течении первого полугодия 2013 года выросла на 5-7%, в зависимости от востребованности.
По данным компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», доходность «топовых» объектов стрит-ретейла в центральном округе столицы составляет 8,5-10% годовых. Доходность в спальных районах еще выше - 10-12%.
Это интересно Бесплатный сыр - только в День клиента
«Что касается арендных ставок, то сейчас аренда помещений 30-50 кв.м у метро обойдется минимум в $3 тыс. за кв.м/год. Сроки окупаемости на наиболее ликвидные предложения можно оценить в 8-10 лет. До кризиса 2008 года они были ниже - около 7 лет. Я считаю, что это хороший показатель: за рубежом аналогичные по характеристикам объекты окупаются вплоть до 20 лет, и представителей местного бизнес-сообщества это вполне устраивает», - поясняет Валерий Савенок.
Основной спрос на такие помещения идет со стороны со стороны банков и ретейлеров сегмента одежды и аксессуаров, музыкальных и мультимедийных товаров. Также в связи с развитием пешеходной зоны в цетре Москвы ожидается активное развитие ресторанов и кафе, магазинов одежды и аксессуаров сегмента люкс и премиум, в особенности на фоне изменения профиля Тверской улицы, все больше тяготеющей к масс-маркету. На этом фоне арендные ставки могут вообще взлететь до небес. И это реалии сегодняшнего дня.