Сегодня около половины энергии, вырабатываемой двигателями городских транспортных машин — автомобилей, автобусов, троллейбусов, поездов метро,- бесполезно "гасится" в тормозах. Нетрудно представить, сколько энергии, горючего можно было бы сохранить в этих машинах с помощью накопителя. Есть и другая сторона решения этой проблемы: проходя через накопитель, энергия становится как бы экологичнее, безвреднее для окружающей среды.
Продолжение. Начало "За энергоресурсы нужно не только бороться. Их можно беречь"
Эту мысль с подачи специалистов компании "Элтон" четко уловили инженеры саратовского троллейбусного завода "Тролза" и железнодорожники. Так родились еще два проекта, в котором электрохимический конденсатор "Элтон" стал непосредственным участником.
Почему в Краснодаре были очереди на остановках
Средство общественного транспорта, назвать которое автобусом или троллейбусом у разработчиков язык не поворачивался, нарекли "Экобус". Название подсказали технологии, внедренные в эту машину. Принцип работы Экобуса состоит в том, что метан из баллонов под давлением поступает в газовую микротурбину, которая приводит в движение вал электрогенератора. В генераторе вырабатывается энергия, поступающая в блок электрохимических конденсаторов "Элтон" (накопителей энергии). Дополнительная энергия вырабатывается при электрическом торможении (торможении электродвигателем), что позволяет производить энергию рекуперации и сохранять её в накопителе. Энергия накопителя питает асинхронный электродвигатель, управляемый микропроцессорной системой, и приводящий в движение автобус. От сети экобус заряжать не нужно.
Произведенные в ходе испытаний замеры расхода топлива показали 40-процентное сокращение этого показателя по сравнению с современным автобусом с газовым двигателем. Испытания подтвердили также, что благодаря применению электрохимических конденсаторов "Элтон", в выхлопе автобуса практически отсутствуют вредные вещества, такие как СО, CH, NO. Экологические показатели этого транспортного средства приблизились к стандарту Евро 6. К дополнительным преимуществам следует отнести низкую шумность и вибрацию.
Замеры проводились на маршруте Е2, который проходит по загруженной транспортом главной улице города Краснодара — Красной и связывает Депо №1 с железнодорожным вокзалом. Специалисты компании "Элтон", приезжавшие в Краснодар для участия в испытаниях, услышали как-то от водителя экобуса такую историю. Он заметил, что на остановках по его маршруту стало скапливаться много народа, хотя промежутки между автобусами были маленькими. На его вопрос: "чего стоим, кого ждем?" люди ответили: "Экобус твой. Рухлядь пропускаем".
Началось шествие экобуса по стране: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны. Сейчас испытания проходят в Перми и Тольятти. Оценки всюду положительные. Экобус нравится инженерам, специалистам и местным властям, но последних не устраивает предполагаемая цена. Да, машина получилась дороже десяти миллионов рублей, но и речи пока о промышленном выпуске экобусов не идет. Если проводить сравнение с зарубежными аналогами в этой отрасли машиностроения, то показателен пример Лондона. В прошлом году перед летней олимпиадой власти Лондона купили 8 гибридных автобусов, каждый из которых обошелся городской казне более одного миллиона фунтов стерлингов или около 50 млн. рублей.
На днях пришли две новости сразу. Правительство РФ приняло решение о повсеместном перевода автотранспорта на газовое топливо. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев объявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге о том, что Краснодар купил четыре экобуса.
Дизель запускается на раз
Специалисты, увидевшие результаты испытаний конденсаторной системы пуска дизеля железнодорожного локомотива, созданной на базе накопителей энергии "Элтон", сделали однозначный вывод: эту систему надо делать для маневрового тепловоза штатной.
Пять первых месяцев 2011 года на станции Инская (Новосибирск) Западно-Сибирской железной дороги три тепловоза, оборудованные конденсаторной системой пуска (КСП) дизеля, работали в обычном для депо режиме. За это время разработчики — специалисты компании "Элтон" — учитывали замечания эксплуатационников и ремонтников депо и совершенствовали систему.
В кабине машиниста был установлен пульт контроля напряжения на штатной батарее и конденсаторных модулях. Он показывал напряжение перед запуском дизеля. Была улучшена конструкция блока коммутации, согласующего работу аккумуляторной батареи с электрохимическими конденсаторами.
Подтвержден стабильный и уверенный запуск дизеля. Зафиксированы запуски с первой попытки даже при сильно разряженной батарее, когда она была не в состоянии обеспечить нужное напряжение. Уже только эти факты вызвали большой интерес у железнодорожников к разработке компании "Элтон".Электрохимические конденсаторы имеют высокую запасаемую энергию, работают в широком диапазоне температур — от -50 до +70С°, служат — и это неоднократно подтверждено испытаниями — до 1 млн. зарядно-разрядных циклов.
Вот отзывы специалистов депо станции Инская о работе суперконденсаторов:"Испытания конденсаторных систем пуска, базирующихся на конденсаторных модулях "Элтон", установленных на тепловозах ТЭМ-18ДМ дали положительный результат — за время эксплуатации в зимний период не отмечено ни одного сбоя запуска дизелей тепловозов, связанных с "неспособностью" пусковой системы обеспечить требуемые параметры. Особо следует отметить, что в испытуемой системе запуска требуемые пусковые токи стартера обеспечиваются только за счет конденсаторных модулей".
Результаты проведенного эксперимента натолкнули специалистов эксплуатационных и ремонтных служб депо на интересные выводы. Конденсаторная система пуска позволяет глушить дизель при простое в теплое время года, когда отсутствует необходимость прогрева двигателя.
По предварительным расчетам за 140 дней эксплуатации, при температуре воздуха выше +10С°, экономия топлива от остановки дизеля при технологических простоях составила от 3,5 тонн и более. Дополнительно уменьшается расход моторного масла, увеличивается моторесурс дизеля, снижаются затраты на техническое обслуживание штатной аккумуляторной батареи, а срок ее эксплуатации увеличивается в два раза.
Все эти полученные от внедрения КСП преимущества значительно снизили затраты на ремонт и техническое обслуживание, экономию дизельного топлива, смазки, улучшили экологические показатели работы маневрового тепловоза. С сентября 2012 года все маневровые локомотивы ТЭМ-18ДМ производства Брянского машиностроительного завода штатно оснащаются конденсаторными системами пуска "Элтон".
Продолжение следует...