Как экобус и маневровый тепловоз стали братьями

Как экобус и маневровый тепловоз стали братьями
Как экобус и маневровый тепловоз стали братьями

Сегодня около половины энергии, вырабатываемой двигателями городских транспортных машин — автомобилей, автобусов, троллейбусов, поездов метро,- бесполезно "гасится" в тормозах. Нетрудно представить, сколько энергии, горючего можно было бы сохранить в этих машинах с помощью накопителя. Есть и другая сторона решения этой проблемы: проходя через накопитель, энергия становится как бы экологичнее, безвреднее для окружающей среды.

Продолжение. Начало "За энергоресурсы нужно не только бороться. Их можно беречь"

Эту мысль с подачи специалистов компании "Элтон" четко уловили инженеры саратовского троллейбусного завода "Тролза" и железнодорожники. Так родились еще два проекта, в котором электрохимический конденсатор "Элтон" стал непосредственным участником.

Почему в Краснодаре были очереди на остановках

Средство общественного транспорта, назвать которое автобусом или троллейбусом у разработчиков язык не поворачивался, нарекли "Экобус". Название подсказали технологии, внедренные в эту машину. Принцип работы Экобуса состоит в том, что метан из баллонов под давлением поступает в газовую микротурбину, которая приводит в движение вал электрогенератора. В генераторе вырабатывается энергия, поступающая в блок электрохимических конденсаторов "Элтон" (накопителей энергии). Дополнительная энергия вырабатывается при электрическом торможении (торможении электродвигателем), что позволяет производить энергию рекуперации и сохранять её в накопителе. Энергия накопителя питает асинхронный электродвигатель, управляемый микропроцессорной системой, и приводящий в движение автобус. От сети экобус заряжать не нужно.

Произведенные в ходе испытаний замеры расхода топлива показали 40-процентное сокращение этого показателя по сравнению с современным автобусом с газовым двигателем. Испытания подтвердили также, что благодаря применению электрохимических конденсаторов "Элтон", в выхлопе автобуса практически отсутствуют вредные вещества, такие как СО, CH, NO. Экологические показатели этого транспортного средства приблизились к стандарту Евро 6. К дополнительным преимуществам следует отнести низкую шумность и вибрацию.

Замеры проводились на маршруте Е2, который проходит по загруженной транспортом главной улице города Краснодара — Красной и связывает Депо №1 с железнодорожным вокзалом. Специалисты компании "Элтон", приезжавшие в Краснодар для участия в испытаниях, услышали как-то от водителя экобуса такую историю. Он заметил, что на остановках по его маршруту стало скапливаться много народа, хотя промежутки между автобусами были маленькими. На его вопрос: "чего стоим, кого ждем?" люди ответили: "Экобус твой. Рухлядь пропускаем".

Началось шествие экобуса по стране: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны. Сейчас испытания проходят в Перми и Тольятти. Оценки всюду положительные. Экобус нравится инженерам, специалистам и местным властям, но последних не устраивает предполагаемая цена. Да, машина получилась дороже десяти миллионов рублей, но и речи пока о промышленном выпуске экобусов не идет. Если проводить сравнение с зарубежными аналогами в этой отрасли машиностроения, то показателен пример Лондона. В прошлом году перед летней олимпиадой власти Лондона купили 8 гибридных автобусов, каждый из которых обошелся городской казне более одного миллиона фунтов стерлингов или около 50 млн. рублей.

На днях пришли две новости сразу. Правительство РФ приняло решение о повсеместном перевода автотранспорта на газовое топливо. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев объявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге о том, что Краснодар купил четыре экобуса.

Дизель запускается на раз

Специалисты, увидевшие результаты испытаний конденсаторной системы пуска дизеля железнодорожного локомотива, созданной на базе накопителей энергии "Элтон", сделали однозначный вывод: эту систему надо делать для маневрового тепловоза штатной.

Пять первых месяцев 2011 года на станции Инская (Новосибирск) Западно-Сибирской железной дороги три тепловоза, оборудованные конденсаторной системой пуска (КСП) дизеля, работали в обычном для депо режиме. За это время разработчики — специалисты компании "Элтон" — учитывали замечания эксплуатационников и ремонтников депо и совершенствовали систему.

В кабине машиниста был установлен пульт контроля напряжения на штатной батарее и конденсаторных модулях. Он показывал напряжение перед запуском дизеля. Была улучшена конструкция блока коммутации, согласующего работу аккумуляторной батареи с электрохимическими конденсаторами.

Подтвержден стабильный и уверенный запуск дизеля. Зафиксированы запуски с первой попытки даже при сильно разряженной батарее, когда она была не в состоянии обеспечить нужное напряжение. Уже только эти факты вызвали большой интерес у железнодорожников к разработке компании "Элтон".Электрохимические конденсаторы имеют высокую запасаемую энергию, работают в широком диапазоне температур — от -50 до +70С°, служат — и это неоднократно подтверждено испытаниями — до 1 млн. зарядно-разрядных циклов.

Вот отзывы специалистов депо станции Инская о работе суперконденсаторов:"Испытания конденсаторных систем пуска, базирующихся на конденсаторных модулях "Элтон", установленных на тепловозах ТЭМ-18ДМ дали положительный результат — за время эксплуатации в зимний период не отмечено ни одного сбоя запуска дизелей тепловозов, связанных с "неспособностью" пусковой системы обеспечить требуемые параметры. Особо следует отметить, что в испытуемой системе запуска требуемые пусковые токи стартера обеспечиваются только за счет конденсаторных модулей".

Результаты проведенного эксперимента натолкнули специалистов эксплуатационных и ремонтных служб депо на интересные выводы. Конденсаторная система пуска позволяет глушить дизель при простое в теплое время года, когда отсутствует необходимость прогрева двигателя.

По предварительным расчетам за 140 дней эксплуатации, при температуре воздуха выше +10С°, экономия топлива от остановки дизеля при технологических простоях составила от 3,5 тонн и более. Дополнительно уменьшается расход моторного масла, увеличивается моторесурс дизеля, снижаются затраты на техническое обслуживание штатной аккумуляторной батареи, а срок ее эксплуатации увеличивается в два раза.

Все эти полученные от внедрения КСП преимущества значительно снизили затраты на ремонт и техническое обслуживание, экономию дизельного топлива, смазки, улучшили экологические показатели работы маневрового тепловоза. С сентября 2012 года все маневровые локомотивы ТЭМ-18ДМ производства Брянского машиностроительного завода штатно оснащаются конденсаторными системами пуска "Элтон".

Продолжение следует...

Ирина Чернявская
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.