За энергоресурсы нужно не только бороться. Их можно беречь

В последние годы этот тезис стал одним из самых повторяемых на многих международных форумах и конференциях. Востребован он стал и в России, которая в целом этими ресурсами богата, что позволяет ей делиться ими с другими странами.

У этой темы много декларативности и пустой риторики, которые так или иначе и не мешают, но и не способствуют развитию и внедрению новых технологий в сфере энергосбережения.  Но есть и энтузиасты, которые посвятили этой теме значительную часть своей жизни. Сегодня наш рассказ (с продолжением) о маленькой российской компании, которая уже больше 15 лет разрабатывает и совершенствует накопители энергии нового поколения.

Компания "Элтон" из подмосковного Троицка (или как уже говорят из центра Новой Москвы ) была создана в середине 90-х группой инженеров и ученых, которых объединила идея создать накопитель энергии нового поколения. В результате исследований и множества тестов и экспериментов появился ассиметричный электрохимический конденсатор с водными электролитами с большим циклическим ресурсом.

На российском рынке новую технологию заметили, хвалили, но не более того. Тогда компания пошла на Запад. Просто известный в кругах специалистов "Элтон" стал в США одним из мировых лидеров в своей области. Начиная с 1998 года в США было поставлено более 3 тыс. конденсаторных модулей для запуска двигателя грузовиков и автобусов. Официальный дилер компании в США Kold Ban International (KBI) представляет продукцию "Элтон" под маркой KAPower.

Стартерные модули на электрохимических конденсаторных элементах, по мнению экспертов влиятельного американского журнала Road Star, признаны в числе лучших инновационных продуктов для грузового автотранспорта. Около 400 автобусов компании GILIG и 200 автобусов компании NEW FLYER оснащены конденсаторами "Элтон" для стартерного запуска двигателя и эксплуатируются в Денвере и Бостоне.  В 2009 году компания SAFT получила лицензии на производство и продажу российских электрохимических конденсаторов  на территории стран Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA). На международных конференциях, посвященных развитию энергосберегающих технологий на транспорте - в США, Германии и Японии - доклады представителей компании слушают очень внимательно: ждут новостей.

Самое очевидное применение суперконденсаторов, как показал опыт в Америке - в нынешних системах пуска двигателей внутреннего сгорания. По мере того, как сердца все большего числа потребителей начинают завоевывать автомобили-гибриды и технологии «старт-стоп», рынок сбыта таких суперконденсаторов расширяется и может оказаться перспективным и в России, полагали специалисты «Элтон». И вновь стали пробовать продвигать свой продукт на российский рынок.

К этому времени - шел 2010 год - ученые компании были на пороге серьезного совершенствования своего накопителя энергии для применения в системах буферного накопления энергии в большой энергетике. С этой разработкой "Элтон" пришел в Фонд "Сколково" и стал его резидентом в кластере "Энерготех".

"Чего только не было за это время, - вспоминает генеральный директор компании "Элтон" Михаил Родионов. - На скольких заводах побывали, в скольких кабинетах совещались... Но результат есть. Теперь его нужно масштабировать. Дело в том, что наша разработка не есть транспортное средство, оно лишь компонент, которых в автомобиле сотни. Представляете, сколько согласований нужно добиться, сколько бумаги перелопатить? Да и бюджет проекта не последнюю роль играет.

Гибрид почти получился, но кончились деньги

НИИ автоэлектроники (ФГУП НИИАЭ) начал работать над созданием гибридных автомобилей в 2000 году. Накопители энергии "Элтон" НИИАЭ решил попробовать на УАЗ «Карго» (ЗМЗ 409.10). Концепция гибридного привода НИИАЭ  была такова: обеспечить режим «старт/стоп» и «подкрутку» двигателя, движение на чистой электротяге не подразумевалось. Получался полноценный гибридный привод с силовой машиной, внедрённой между двигателем и трансмиссией.

Работала система следующим образом. При полной остановке машины более чем на одну секунду мотор глушится. Если, конечно, отпущена педаль сцепления и нажата педаль тормоза либо «затянут» ручник. Для запуска достаточно выжать сцепление - двигатель оживает мгновенно, мягко и плавно, как будто и не выключался вовсе, а только понизил обороты. Экономия топлива достигалась только при активированном «старт/стопе», что при езде в городских условиях очень существенно. Но самое главное - данная схема подразумевает рекуперацию энергии торможения.Проект закрыли, потому что он не получил финансирования на следующий год. Дело в том, что все гранты распределяются на конкурсной основе, и, несмотря на то, что инвестпроект имел трёхлетний период, он был разбит на годовые отрезки. И каждый год проводится новый конкурс. Тогда пресса писала: "Неизвестно, кто победит в тендере на следующий год! Может статься, что работа НИИАЭ в 2012 году вообще останется без финансирования. И, заметьте, на совершенно законных основаниях. Что поделаешь - рынок".

Проект с УАЗ "Карго" гибрид лег до поры на полку. Но в Краснодаре стартовал другой проект - "Экобус", на станции Инская  (Новосибирск) Западно-Сибирской железной дороги  завершались испытания конденсаторной системы пуска дизеля тепловоза, разработками "Элтон" заинтересовался московский метрополитен.

(Продолжение следует...)

Ирина Лосева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.