В последние годы этот тезис стал одним из самых повторяемых на многих международных форумах и конференциях. Востребован он стал и в России, которая в целом этими ресурсами богата, что позволяет ей делиться ими с другими странами.
У этой темы много декларативности и пустой риторики, которые так или иначе и не мешают, но и не способствуют развитию и внедрению новых технологий в сфере энергосбережения. Но есть и энтузиасты, которые посвятили этой теме значительную часть своей жизни. Сегодня наш рассказ (с продолжением) о маленькой российской компании, которая уже больше 15 лет разрабатывает и совершенствует накопители энергии нового поколения.
Компания "Элтон" из подмосковного Троицка (или как уже говорят из центра Новой Москвы ) была создана в середине 90-х группой инженеров и ученых, которых объединила идея создать накопитель энергии нового поколения. В результате исследований и множества тестов и экспериментов появился ассиметричный электрохимический конденсатор с водными электролитами с большим циклическим ресурсом.
На российском рынке новую технологию заметили, хвалили, но не более того. Тогда компания пошла на Запад. Просто известный в кругах специалистов "Элтон" стал в США одним из мировых лидеров в своей области. Начиная с 1998 года в США было поставлено более 3 тыс. конденсаторных модулей для запуска двигателя грузовиков и автобусов. Официальный дилер компании в США Kold Ban International (KBI) представляет продукцию "Элтон" под маркой KAPower.
Стартерные модули на электрохимических конденсаторных элементах, по мнению экспертов влиятельного американского журнала Road Star, признаны в числе лучших инновационных продуктов для грузового автотранспорта. Около 400 автобусов компании GILIG и 200 автобусов компании NEW FLYER оснащены конденсаторами "Элтон" для стартерного запуска двигателя и эксплуатируются в Денвере и Бостоне. В 2009 году компания SAFT получила лицензии на производство и продажу российских электрохимических конденсаторов на территории стран Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA). На международных конференциях, посвященных развитию энергосберегающих технологий на транспорте - в США, Германии и Японии - доклады представителей компании слушают очень внимательно: ждут новостей.
Самое очевидное применение суперконденсаторов, как показал опыт в Америке - в нынешних системах пуска двигателей внутреннего сгорания. По мере того, как сердца все большего числа потребителей начинают завоевывать автомобили-гибриды и технологии «старт-стоп», рынок сбыта таких суперконденсаторов расширяется и может оказаться перспективным и в России, полагали специалисты «Элтон». И вновь стали пробовать продвигать свой продукт на российский рынок.
К этому времени - шел 2010 год - ученые компании были на пороге серьезного совершенствования своего накопителя энергии для применения в системах буферного накопления энергии в большой энергетике. С этой разработкой "Элтон" пришел в Фонд "Сколково" и стал его резидентом в кластере "Энерготех".
"Чего только не было за это время, - вспоминает генеральный директор компании "Элтон" Михаил Родионов. - На скольких заводах побывали, в скольких кабинетах совещались... Но результат есть. Теперь его нужно масштабировать. Дело в том, что наша разработка не есть транспортное средство, оно лишь компонент, которых в автомобиле сотни. Представляете, сколько согласований нужно добиться, сколько бумаги перелопатить? Да и бюджет проекта не последнюю роль играет.
Гибрид почти получился, но кончились деньги
НИИ автоэлектроники (ФГУП НИИАЭ) начал работать над созданием гибридных автомобилей в 2000 году. Накопители энергии "Элтон" НИИАЭ решил попробовать на УАЗ «Карго» (ЗМЗ 409.10). Концепция гибридного привода НИИАЭ была такова: обеспечить режим «старт/стоп» и «подкрутку» двигателя, движение на чистой электротяге не подразумевалось. Получался полноценный гибридный привод с силовой машиной, внедрённой между двигателем и трансмиссией.
Работала система следующим образом. При полной остановке машины более чем на одну секунду мотор глушится. Если, конечно, отпущена педаль сцепления и нажата педаль тормоза либо «затянут» ручник. Для запуска достаточно выжать сцепление - двигатель оживает мгновенно, мягко и плавно, как будто и не выключался вовсе, а только понизил обороты. Экономия топлива достигалась только при активированном «старт/стопе», что при езде в городских условиях очень существенно. Но самое главное - данная схема подразумевает рекуперацию энергии торможения.Проект закрыли, потому что он не получил финансирования на следующий год. Дело в том, что все гранты распределяются на конкурсной основе, и, несмотря на то, что инвестпроект имел трёхлетний период, он был разбит на годовые отрезки. И каждый год проводится новый конкурс. Тогда пресса писала: "Неизвестно, кто победит в тендере на следующий год! Может статься, что работа НИИАЭ в 2012 году вообще останется без финансирования. И, заметьте, на совершенно законных основаниях. Что поделаешь - рынок".
Проект с УАЗ "Карго" гибрид лег до поры на полку. Но в Краснодаре стартовал другой проект - "Экобус", на станции Инская (Новосибирск) Западно-Сибирской железной дороги завершались испытания конденсаторной системы пуска дизеля тепловоза, разработками "Элтон" заинтересовался московский метрополитен.
(Продолжение следует...)