В последнее время все больше входят в моду изделия ручной работы: вышивки, вязанье, кружева, абажуры, игрушки, фигурки из дерева… Однако их авторам — на современном сленге их зовут хендмейкерами — в силу разных причин не так-то просто бывает найти себе клиентов. Как же организовать сбыт и отношения с потенциальными покупателями наилучшим способом?
Дело в том, что все хендмейкеры считают себя творческими людьми и профессионалами высокой категории. Поэтому одни не находят нужным "заигрывать" с клиентами, а другие, как и многие креативные натуры, являются людьми замкнутыми и необщительными. Контакты с клиентами они стараются свести к минимуму, что, разумеется, не способствует удачному бизнесу.
Конечно, можно попытаться найти посредника, который будет вас "пиарить" и налаживать общение с покупателями. Но не факт, что он будет делать это бесплатно, да и не всегда удается найти надежного человека, которому можно доверять.
Читайте также: Нелюбимая работа: как изменить ситуацию?
Большинство хендмейкеров идет по проторенному пути: реклама, визитки, блоги в Интернете… Но эти методы далеко не всегда обеспечивают желанный приток клиентов. Почему?
Даже если вы действительно профи в своем деле и у вас практически нет конкурентов, клиенты могут от вас "сбегать". Ведь продукция ручной работы — особый товар, который не столько приносит какую-то практическую пользу, сколько греет человеку душу… Поэтому, обращаясь к "производителю", мы хотим получить не только товар, но и положительные эмоции. И если видим, что автор-продавец не слишком заинтересован в общении с нами, то желание продолжать контакты пропадает. Клиент может купить что-то у такого человека один раз, но вряд ли захочет обращаться к нему во второй раз или кому-то его рекомендовать, если при первом обращении ему не был оказан "теплый" прием.
Итак, если даже вы "махровый" интроверт, но в клиентах все-таки заинтересованы, вы можете увеличить число покупателей ваших творений, соблюдая некоторые элементарные правила, которые помогут вам устанавливать с ними дружеские отношения.
Это интересно: Хедхантеры открывают тайны карьерного роста
В письмах или в разговоре обязательно обращайтесь к клиенту по имени. Если товар будет куплен, непременно поблагодарите за покупку. Заканчивать письмо лучше словами "С уважением". Старайтесь также отвечать на комментарии, которые оставляют посетители вашего блога.
По возможности ремонтируйте и реставрируйте изделия бесплатно, во всяком случае в том, что касается мелочей. Доведите эту информацию до сведения клиентов. Возможность бесплатного ремонта может повысить вероятность покупки.
Берите на себя ответственность за посылки и бандероли, которые вы отправляете клиентам. Если даже небольшое количество посылок не будет до них доходить, это приведет к подрыву вашей репутации. Поэтому в случае, если посылка потерялась, либо верните деньги, либо продублируйте ее. Также оговорите с клиентами возможность возврата, если вещь им не подошла.
Обращайте внимание на упаковку. Не пожалейте средств и старайтесь использовать для этого красивые пакеты, мешочки или коробки, а не, скажем, обычный полиэтилен. Этим вы заработаете у клиента дополнительный "бонус".
Еще по теме: Что в возрасте тебе моем, работодатель?
Старайтесь расти и развиваться в творческом и профессиональном плане. Постоянно расширяйте ассортимент своих изделий, осваивайте новые материалы и элементы оформления, не бойтесь нового… Если вас будут воспринимать только как профессионала узкой сферы, вы можете потерять часть потенциальных клиентов.
Не стоит передавать клиенту товар впопыхах, например, в метро или на улице. Лучше всего договориться о встрече у вас дома или в мастерской. В некоторых случаях можно приехать и домой к покупателю или встретиться в кафе. В таких делах не следует торопиться и желательно создать обстановку, максимально комфортную и ненапряжную для обоих. Не помешает и чашка кофе вкупе с беседой "за жизнь". Если клиент приехал к вам, не стоит держать его в прихожей, даже если покупка уже оговорена. Обязательно пригласите его в комнату, пусть посмотрит и другие ваши творения, а вдруг ему захочется еще что-то приобрести? Если не сейчас, то когда-нибудь потом?
Читайте: Талисманы для успеха в карьере и бизнесе
Необходимо уделять клиентам определенное время. Если времени у вас мало, лучше перенести встречу на другой день или час. Помните, что бизнес у хендмейкеров особый и иногда требует установления особых, "душевных" отношений с теми, кто будет покупать ваши товары. Если вы сумеете создать для человека уютную атмосферу, заставите его почувствовать положительные эмоции от общения с вами, то не исключено, что вы будете общаться еще много лет, неизменно получая прибыль.