Дочерние предприятия "Роснефти" и "Лукойла" получили доступ к норвежской части шельфа Баренцева моря. В обмен норвежцы обозначили новые нормы по объемам финансовой "дойки" участников проектов. В Норвегии планируется поднять нефтяной налог до 51% и ограничить возможность для международных компаний уводить прибыль в зоны с льготным налогообложением.
"Получение данной лицензии обеспечивает вхождение Роснефти на континентальный шельф Норвегии в Баренцевом море. Кроме того, это является важным шагом на пути развития долгосрочного сотрудничества с компанией Статойл — стратегическим партнером Роснефти. В ходе реализации этого партнерства компании будут применять свои лучшие наработки для разведки и дальнейшей успешной разработки ресурсов в регионах со сложной обстановкой с климатической и технологической точек зрения", -оптимистично заявляется в пресс-релизе компании.
В конце июня прошлого года министерством нефти и энергетики Норвегии было выставлено на тендер 86 блоков. Большинство из них — 72 — в Баренцевом море. И еще 14 участков распределялось в Норвежском море. При этом Осло готов из собственного кармана компенсировать 78% расходов на геологоразведку и разведочное бурение.
Читайте также: Шельф уведут у частников из-под носа?
Своих разработчиков получили 24 участка, только четыре из них находятся в Норвежском море. Всего заявки подали 36 компаний, получили лицензии 29 из них. Работать на шельфе должно дочернее предприятие "Роснефти"- компания РН Нордик Ойл АС, которая получила 20-процентную долю в лицензии на участок норвежского шельфа в Баренцевом море. Оператором участка 713 станет норвежская компания Statoil с 40%.
Обращает на себя внимание тот факт, что согласно ранее достигнутым договорЕнностям российские партнеры должны были получить 33%, а не 20%. Дело в том, что долю в 33,3% в проектах друг друга, подразумевает соглашение о стратегическом партнерстве Роснефти и Statoil, подписанное в 2012 году. На этом основании норвежцам предоставляют 33,3% в российских проектах, в том числе в проекте Персеевского лицензионного участка в Баренцевом море. Роснефть должна получать те же 33,3% в проектах на норвежском шельфе.
Напомним, что Россия в 2010 году уступила Норвегии часть спорной территории в акватории Баренцева моря. Тогда эта тема вызвала множество пересудов. В марте нынешнего года норвежцы громогласно объявили о том, что ими обнаружены громадные нефтегазовые запасы на участках, которые оказались норвежскими после "подарка" Москвы. По данным норвежцев, на полученных территориях обнаружено около 1,9 миллиарда баррелей в нефтяном эквиваленте. Для сравнения, 8,5 млрд баррелей — это вообще все запасы нефти в Норвегии.
Еще по теме: "Роснефть" зовет Индию поохотиться
Тогда же возникло предположение, что Москва и Осло договорились полюбовно, что по логике, могло найти свое отражение в уровне российского участия в норвежских добычных проектах. Но уровень вхождения "Роснефти" — 20%, более напоминает подачку с дружеским похлопыванием по плечу. Доля оказалась меньше, однако участок "Роснефти" достался один из самых крупных — 1213 квадратных километров вблизи недавно открытых месторождений "Кастберг" (ранее были известны как "Скругард и Хавис", Skrugard и Havis).
Примечательно, что буквально за несколько дней до появления новостей о выходе "Роснефти" на этот участок, Statoil заявила о том, что из-за планов увеличения налогов на добычу нефти в Норвегии откладывает принятие инвестиционного решения по проекту разработки месторождения имени Юхана Кастберга. Запасы месторождения оцениваются приблизительно в 400-600 миллионов баррелей нефти, но оно в условиях увеличения налоговой нагрузки вполне может перейти в разряд малорентабельных.
Доступ к шельфу Норвегии получил также и "Лукойл". Оператором зарубежных проектов компании является дочка "Лукойл Оверсиз", которой досталось 20% в лицензии, оператором которой стала шведская Lundin Petroleum. Еще по 20% принадлежат итальянской Edison и норвежской North Energy. Помимо этого у "Лукойла" есть еще 30% в лицензии на два блока. Участок расположен севернее уже упомянутого месторождения имени Юхана Кастберга, что делает его более сложным для организации рентабельной добычи.
Это интересно: Арктический шельф "пошел по рукам"