110 лет исполняется американской автомобильной компании Ford, одной из крупнейших в мире на сегодняшний день. Несмотря на то, что по объему выпуска машин компания находится лишь на четвертом месте, именно ее создатель Генри Форд стал праотцом массовой автомобильной индустрии, соорудив первый автосборочный конвейер в самом начале прошлого века.
Будущее Генри Форда, создавшего автомобильную империю, было предопределено случаем, что произошел с ним в 1872 году. Согласно легенде, однажды сын иммигранта из Ирландии, работая на ферме отца в окрестностях Детройта, упал с лошади и сильно ударился. И так он осерчал на несчастное парнокопытное, что решил сконструировать такое транспортное средство, которое не нуждалось бы в использовании животной силы. Мальчика того звали Генри, и было ему на тот момент девять лет.
Читайте также: Сэр Томас Липтон — рыцарь чайной империи
То ли случай с лошадью действительно сильно ранил сердце маленького ирландца, то ли в окрестностях Детройта уже летал дух будущего центра автомобильной промышленности, но 16 июня 1903 года Генри Форд совместно с одиннадцатью своими друзьями подал заявку на открытие промышленного предприятия в штате Мичиган. Для этого им удалось собрать 28 000 долларов — сумму, немыслимо огромную по тем временам. Пишут, будто эти деньги Форду каким-то образом удалось получить от пяти инвесторов.
Фабрика по производству автомобилей была открыта в Детройте, в здании, где ранее изготавливались кареты и фургоны. Первое, что удалось собрать мастерам в стенах этого небольшого завода, принадлежащего новоиспеченной компании "Ford Motor Company", была коляска на бензине с приводом от двигателя 8 лошадиных сил. Машина получила название "Model A". Это весьма простое в управлении средство передвижения выпускалось на фабрике Форда на протяжение пяти лет, постоянно совершенствуясь. И лишь в 1908 году завод Форд представил общественности абсолютно новый автомобиль Model T, прозванный американцами "Жестяная Лиззи" (Tin Lizzy).
Эти "жестянки" расходились на рынке "на ура". Данный автомобиль стал самым популярным и известным в автоиндустрии того времени, чему немало способствовала его весьма доступная цена — 260 долларов. В первый год выпуска производителям удалось продать около одиннадцати тысяч "Жестяных Лиззи", что сделало ее первым массовым автомобилем в мире. Разумеется, выпуск столько количества одной модели был бы невозможен без автоконвейера, в том же 1908 году придуманного основателем компании Ford.
Еще по теме: Нищий миллионер Арманд Хаммер
В границах американского штата Мичиган компании Ford довольно быстро стало тесно, и уже в 1904 году открылось отделение автоконцерна в Канаде, а еще через три года — в Париже и Российской империи. В 1920-х годах компания Генри Форда, со временем взявшего бразды правления в свои руки, заключила договор с руководством СССР. Предметом договора стала помощь в строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. В результате этого сотрудничества появились такие автомобили, как ГАЗ-А и ГАЗ-АА, созданные по образу и подобию транспортных средств американской компании.
Однако спустя десятилетие "Ford Motor Company" уже изготавливала на территории Германии военную технику для нужд Вермахта. За помощь при оснащении фашистской армии Генри Форд даже получил награду от Третьего рейха. Всего в 1930-х годах с прославленных конвейеров концерна Ford сошло 12 тысяч гусеничной и 48 тысяч единиц колесной техники, предназанченной для нацистов. Надо заметить, что американцы в этот период с большим недоумением наблюдали за действиями главы Ford, который неожиданно и удивительным образом воспылал симпатией к Гитлеру. Однако когда США вступили во Вторую мировую войну, Генри Форд вспомнил о своей второй родине и начал выпуск армейских грузовиков и внедорожников для американских солдат.
В 1942 году гражданские автомобили и вовсе перестали выпускаться на заводах Ford, производственные мощности компании были полностью переведены на военные рельсы. Всего за годы боевых действий Ford произвел 86 000 моторных бомбардировщиков "В-24 Либератор", 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллионов танков, противотанковых установок, а также иного военного оборудования. К гражданским моделям компания вернулась только после того, как нацистский режим был свергнут. Но это были уже совершенно новые автомобили.
Еще по теме: Sony: яркий путь Ибуки Масару
В 1945 году компания "Ford Motor Company" перешла в руки внука своего основателя, Генри Форда Второго, однако же дела у нее по-прежнему шли в гору. К 1949 году объем продаж уже достиг рекордного объема 1929 года, после чего компания начала развиваться сразу в нескольких направлениях. В первую очередь было принято решение о создании новых производственных сооружений и заводов по сборке автомобилей. Стали открываться испытательные полигоны и инженерно — исследовательские лаборатории Ford.
А в конечном итоге было принято решение освоить новые виды бизнеса, в том числе финансовый и страховой (American Road Insurance Company). Одновременно с этим стали открываться сервисы по автоматической замены запчастей Ford Parts and Service Division. Дальше- больше: компания стала выпускать электронную и компьютерную технику, разрабатывать космические технологии и осваивать множество других отраслей. Однако до сих пор компания наиболее известна благодаря своим автомобилям, которые остаются одними из самых востребованных по всему миру, вне зависимости от их класса.
Удивительно в компании Ford не только ее прочное положение на рынке, которое остается практически неизменным на протяжении века с лишним, но и тот факт, что компания Ford остается семейным бизнесом. Несмотря на то, что "Ford Motor Company" в январе 1956 года стала открытым акционерным обществом, до сих пор контрольный пакет акций принадлежит правнукам легендарного Генри Форда, скончавшегося весной 1947 года у себя в имении "Фэа Лейн" в весьма почтенном возрасте.