Привлечение иностранных инвестиций в Россию в последнее время является одной из стратегических задач государства. Развитие отечественной экономики невозможно без притока внешнего и внутреннего капитала, поэтому вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы стимулировать зарубежных инвесторов вкладывать свои средства в российскую промышленность, остается актуальным.
Этому была посвящена пресс-конференция заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрея Цыганова на тему «Прямые инвестиции в Россию: как стимулировать зарубежных инвесторов». В ходе встречи он рассказал о текущей ситуации с иностранными инвестициями, и ответил на вопросы журналистов и заданные ранее онлайн.
Цыганов подчеркнул, что в целом положение вещей отнюдь не плачевное. По его словам, если говорить о цифрах, то за пять лет действия закона в ФАС поступило более 300 ходатайств иностранных инвесторов, из них 165 попали на заседание правительственной комиссии. При этом отказы были вынесены всего в девяти случаях, а все остальные заявки были удовлетворены. Эксперты отмечают, что в этом году явных провалов в статистике не было и ситуация постепенно выравнивается даже без учета сделок слияния и поглощения, которое проходят практически везде, не только в области недропользования.
Касательно сделок MaAв целом по России, то можно отметить, что отраслевой охват таких сделок достаточно широкий - это и авиационная техника, и оборудование и материалы для атомных электростанций, и аэропорты и космическая деятельность. Процессы слияния и поглощения происходят практически везде, и это не стоит бояться, подчеркнул чиновник.
Опасения, что слишком велика доля иностранного участия в потребительском секторе экономики РФ, Цыганов считает преувеличенными. Высокая степень концентрации таит в себе угрозу ограничения конкуренции, но бояться, что иностранные инвестиции придут в производство пищевых продуктов - очень недальновидно. По его словам, «есть определенные показатели необходимого уровня продовольственной безопасности, которые предполагают, что определенная доля продуктов питания, например мяса, молока, должна производиться в России, а не завозиться из-за границы. А что касается того, в чьей собственности находятся сами российские предприятия, то я считаю, что, за исключением тех случаев, когда государство это запрещает или ограничивает, здесь капитал интернационален».
Целесообразность предоставления иностранным инвесторам допуска к приватизации пакетов крупных госкомпаний уже является совершенно очевидной, подчеркнул Цыганов. «Чем выше будет конкуренция за эти пакеты, чем меньше будет искусственных ограничений состава участников, тем более открытыми будут эти процедуры и тем больший будет доход, который государство и все мы получим от этих приватизационных сделок. Я уже не говорю о других факторах: факторах создания более крупных компаний, которые, естественно, на международных рынках позиционируются немножко иначе, как фактор привнесения новых технологий, новых форм ведения бизнеса в России при приобретении иностранцами крупных пакетов акций в процессе приватизации. То есть я считаю, что преимущества явно перевешивают возможные недостатки и угрозы».
Тем не менее, проблемы технического исполнения задачи привлечения иностранного капитала в Россию остаются одними и теми же. Отвечая на вопрос о отраслевой дифференциации правил доступа к российским активам, Цыганов пояснил, что работа над компоновкой видов деятельности ведется постоянно, так как очевидны минусы и неудобства в той же области авиации и строительства самолетов. Но объединение не должно нести потенциальную угрозу для обороны страны и безопасности государства.
Сроки рассмотрения обращения потенциальных инвесторов на сегодняшний день оптимальны, добавил он, так как в среднем соответствуют срокам ответа на письма граждан, срокам рассмотрения ходатайств. Комиссия по контролю иностранных инвестиций проводится раз в квартал, каждые 90 дней иностранные инвесторы имеют возможность быть рассмотренными на заседании комиссии.
«Хотя улучшение механизма, конечно, нужно. Когда были приняты поправки в 2011 году., мы на основе этих поправок существенным образом упростили форму бизнес-плана, которую иностранные инвесторы должны к нам принести. Это облегчает им жизнь. Над перечнем документов, которые нам нужны при согласовании сделки, тоже есть возможность поработать», - сообщил Цыганов.
Таким образом, на сегодняшний день ФАС считает удовлетворительным исполнение законодательстве в области контроля за иностранными инвестициями. Пока инвестклимат в стране не слишком позитивен, но работа ведется, и есть что улучшать и дорабатывать.
Представитель ФАС добавил, что инвестирование в экономику, в которой процентные ставки по кредитам выше, чем на конкурирующих рынках, менее выгодно, в эту экономику будут меньше идти инвесторы. И таких мелочей - огромное количество, из них инвестиционный климат и складывается. По сути, он отражает некоторые объективные тенденции в экономике.
«Руководство страны нам поставило задачу улучшить инвестиционный климат, и нам кажется, что, совершенствуя наше законодательство, мы маленькую толику вкладываем в эту общую задачу», - подытожил Андрей Цыганов.