Производители продуктов питания уже давно освоили многочисленные маркетинговые уловки. Покупателей привлекают броскими упаковками, ценами и якобы всегда высоким качеством предлагаемых продуктов. Обманывать потребителей напрямую закон не велит, однако изобретательность позволяет производителям и продавцам лукавить в рамках формальных приличий.
Для начала напомним, что привлекательные надписи и рисунки на упаковках продовольственных товаров являются просто изображениями, никак не связанными с настоящим содержимым продуктов. Не ленитесь читать. Внимательное изучение информации о продукте даст вам примерное представление о составе. А мы расшифруем некоторые рекламные надписи на этикетках.
Читайте также: Ядовитая мебель стоит дороже
Информация о том, что "продукт содержит витамин А, В" и так далее сама по себе мало что значит. Витамины содержатся во многих природных продуктах питания в естественном виде, а вот для того, чтобы привнести их в продукт — производится обогащение. Надпись на растительном масле "Содержит витамин Е"- именно такой случай. Ведь витамин Е имеется в любом нерафинированном растительном масле.
Если производитель действительно повысил содержание полезных веществ, на упаковке должна быть фраза "Обогащен витаминами…" При этом ставить такую надпись производитель может в том случае, если продукт содержит не менее 20% от суточной потребности организма человека в данном элементе.
Понятие "диетический продукт" совсем не означает, что продукт полезен. Это просто характеристика его калорийности. Согласно установленным правилам, диетическим может быть назван любой вид пищевой продукции, если в нем не более 40 ккал на 100 грамм. А вот состав его может быть самым разным, включая, в том числе, вредные добавки.
Еще по теме: Обман потребителя может стоить миллион
Из этой же серии надпись "постное масло" на растительном масле, которое не может содержать животных жиров, а значит, в любом случае является постным. А вот сливочное масло не может быть "легким" или "мягким". Вероятнее всего, под этим определением производитель скрывает обычный бутербродный маргарин, который опять же делается на основе растительного и пальмового масел. В этом продукте содержатся вредные трансжиры. У нормального сливочного масла жирность составляет не менее 70%, а у полноценного — 82,5%.
Продукты с низкой калорийностью часто также маркируют как фитнес-продукт. В этой пище животные жиры меняются на гидрогенизированные растительные масла. Калорийность это снижает, но присутствующие в продукте трансжиры бьют по различным системам организма. Иногда в так называемых фитнес-продуктах добавляют L-картинин, который якобы стимулирует сжигание жиров. Но практика показывает, что без должной физической нагрузки фитнес-продукты не работают. И в данном случае производители также кривят душой.
Еще одна тенденция последнего времени — недолив и недовес. Старые торговые уловки получили новое воплощение и стали практически официальными. На том простом основании, что точное количество продукта указывается на упаковке. Но люди по привычке берут пакет молока, внешне выглядящий как литровый, с недоливом в 50 и более грамм.
Это интересно: Кредитное лакомство для аферистов
Основные молокозаводы России уже давно объединены под крышами и PepsiCo и "Danone-Юнимилк", занимающих совокупно не менее 50% рынка. И те и другие традиционно недоливают примерно 5%-7% молока, так что на пачке можно часто можно прочитать 930 и 950 грамм. Вместо привычных 200 граммовых брусков масла производители все чаще выпускают 180 граммовые. Самые крупные игроки на рынке растительного масла также фасуют некоторые свои марки в емкости по 0,9-0,95 литров.
Внимательные покупатели каш уже заметили, что на прилавках все чаще появляются пакеты с загрузкой не в привычный килограмм, а в 900 грамм. Соль и сахар в основном продаются привычным стандартом в 1 кило, но там зачастую используются другие способы снижения веса чистого продукта, в том числе и подмешивание.
Так что, отправляясь в магазин или на рынок, будьте внимательны. Выгадывая по цене, вы, возможно, проигрываете в объеме или весе…