Нередко люди уверены, что достигнуть успеха не могут лишь потому, что родились не в том месте и не в то время. Но это оправдание в корне устарело. Теперь сыну палача нет нужды рубить головы и жить за чертой города, как делали его предки. Сегодня в мире существует такое явление, как социальный лифт, создание которого ставит целью частный бизнес.
Социальный лифт — это возможность для талантливого и целеустремленного человека "выбиться в люди", даже если против него играют все обстоятельства: отдаленное место жительства без больших перспектив, отсутствие связей в бизнесе и обществе, нехватка опыта и так далее. Конечно, полагать, что лифт без всяких усилий со стороны так называемого пассажира, возьмет и вознесет его на самую вершину карьеры, легкомысленно. Главным отличием социального лифта от небезызвестной социальной лестницы является совсем не скорость подъема, как можно подумать, а тот факт, что восхождение человек совершает при помощи чего-то или кого-то. В данном случае — при помощи частных компаний.
Читайте также: Работодатель и на пенсии прокормит!
Сегодня все больше российских фирм, занимающих устойчивое положение как на рынке нашей страны, так и за рубежом, задумывается о вовлечении в собственный бизнес способной молодежи. На самом деле, каждая довольно крупная компания или корпорация имеет возможность открыть собственную "фабрику звезд", или "фабрику талантов". Для этого необходимо лишь продумать особые программы, которые станут социальным лифтом для заинтересованной молодежи, студентов, школьников, или даже представителей старшего поколения, чьи знания устарели с течением времени. Такой подход к образованию граждан может стать полноценной заменой практике СССР по привлечению других членов общества к труду крестьян и рабочих. Для того, чтобы полноценно использовать трудовые ресурсы нашей страны, бизнес-сообщество должно проявлять более активную позицию. Тогда Россия сможет избавиться от одноразовых специалистов и получит более глубоких и заинтересованных работников.
Способов организации социальных лифтов существует много: начиная с занятий по профориентации, которые, к сожалению, в России проводят лишь немногие школы (хочется верить — пока) и заканчивая вовлечением талантливой молодежи в научно-производственные процессы. Для чего существует немало путей, таких как организация практик и стажировок, учреждение стипендий для стимулирования творческий идей, тревел-грантов и так далее. Все это входит в понятие "социальное ответственность", которые близко сегодня немногим российским компаниям. Она проявляется в природоохранной деятельности, в помощи людям с ограниченными возможностями, благотворительности, а также в воспитании интереса у юного поколения к процессам, которые происходят на мировом рынке, например, к инновационным разработкам.
Еще по теме: Российский бизнес станет милосерднее?
Трудности, которые испытывают частные компании при организации социальных лифтов, обсуждались представителями бизнес-сообщества накануне в ходе Международной конференции в Москве, главная тема которой была обозначена, как "Социальные лифты и устойчивое развитие бизнеса". Самой большой проблемой, по мнению предпринимателей, на сегодняшний день является отсутствие целеустремленной молодежи, которая бы не только хотела, но старалась изменить свою жизнь. И даже те юные россияне, которые хотят совершить социальный взлет, не могут адекватно оценивать современную действительность.
Так, по мнению заместителя гендиректора компании "Базовый элемент" Виктории Петровой, люди XXI века значительно отличаются от тех, чья юность пришлась на век XX. Нынешние потенциальные работники отличаются высокой компьютерной грамотностью, фрагментарностью внимания, неспособностью обучаться путем лекций и книг, а также странным убеждением в том, что они должны в жизни заниматься только тем, что им нравится, что по сути является дефектом воли. В последнем, по мнению бизнес-сообщества, виновато информационное пространство, в котором растет современная молодежь. К примеру, телевидение (которое по-прежнему остается самым распространенным СМИ) сегодня выполняет исключительно развлекательную функцию. Таким образом, в головах граждан складывается ошибочное мнение, что жизнь — это развлечение. Надо заметить, что когда бывшие школьники и студенты окунаются во взрослую жизнь, их там встречает неприятный сюрприз — осознание того, что их обманули. Оказывается, в жизни необходимо проявлять трудолюбие, упорство, обеспечивать себя и своих родных, а для этого необходимо уметь работать, и над собой в первую очередь.
Это интересно: Высокий интеллект карьеру не продвинет
Предприниматели, которые готовят социальные программы, утверждают, что соцлифт не повезет человека, который не имеет представления об общественных ценностях, о рынке, о видах работ и так далее. Потому в стране наблюдается страшнейший кадровый голод, не хватает настоящих специалистов, с глубоким знанием дела. Но наравне с этим в России рождается значительное количество самородков, поддерживать и помогать которых выгодно самому бизнесу. Ведь большие проекты рождаются от одной гениальной идеи, которую генерируют талантливые люди. И если эти люди находятся на том социальном уровне, с которого сами выбраться не в силах, без лифта уже не обойтись.
Сегодня обсуждается необходимость государственно-частного партнерства в социальной сфере, поскольку не совсем правильно взваливать проблему на плечи одних предпринимателей. В этой сфере также важно взаимодействие с образовательными учреждениями. По словам профессора и руководителя отдела содействия трудоустройству экономического факультета МГУ Татьяны Разумовой, главной проблемой участия учебных заведений в социальной подготовке молодежи является противоречивая ситуация с организацией практик и стажировок, которые сошли на нет после развала СССР. Для того, чтобы организовать молодежь и сделать ее социально активной, компании сегодня инвестируют не только в образовательные компании, но и в спортивные, культурные, и так далее.
Еще: Социальный бизнес ждет отмашки властей
Еще одной проблемой в России является неверная расстановка приоритетов в бизнесе и неправильная формула государственно-частного партнерства. Главная цель большинства отечественных предпринимателей — финансовая. И, разумеется, с этой точки зрения социальная деятельность не может показаться привлекательной, ведь образование граждан и создание условий для их успешного продвижения — это мало того, что долгие инвестиции, но и непроверенные. Поэтому бизнесу необходимо лишить финансовую составляющую главной роли, сдвинув на вторую, а то и на третью ступень по важности. В то же время государственно-частное партнерства в России подразумевается как помощь, оказываемая властями бизнесу. В мире же формула этого партнерства совершенно иная — бизнес, достигнув определенных успехов, начинает включаться в решение социальных проблем, тем самым помогая государству. И в данном вопросе России как раз не стыдно было бы применить положительный опыт других стран.