Вальяжные, чуть чопорные, всем своим видом выказывающие уверенность и мощь, американские автомобили Chrysler празднуют свой День Рождения в первый летний день. История компании началась в 1925 году, когда потомственный инженер-железнодорожник Уолтер Крайслер окончательно решает посветить все силы и время главной страсти своей жизни - автомобилям.
Зрелому решению зрелого мужчины (в год создания одноименной фирмы Уолтер отметил 50ти летний юбилей) предшествовал долгий путь. Сначала колледж, оставленный ради стремительной карьеры в American Locomotive Co (от помощника машиниста до генерального управляющего), а следом резкий уход с должности и пополнение штата Buick Motor. Крайслер осознает, что увлечение автомобилями переросло из хобби в нечто больше, и поступок, кажущийся со стороны сумасбродным, является на деле взвешенным и продуманным. Стабильное президентское кресло без сожалений сменяется на круговорот конвейерных линий и шум сборочных цехов.
Организаторские способности, полное погружение в работу и умение собрать вокруг себя не менее увлеченных людей помогают Крайслеру добиться значительных успехов и в новом качестве. С 1912 по 1916 ему удается реорганизовать производство таким образом, что вместо 20 машин в сутки теперь выпускается 550. На заводе ходит легенда, что свой первый личный автомобиль Уолтер первым делом разобрал до винтика, досконально изучил конструкцию, собрал и только потом приступил к поездкам.
Энтузиазм, помноженный на знания, приносит Крайслеру глубокое уважение коллег, а в 1917 году еще и пост вице-президента General Motors. К сожалению, долго задержаться на нем не удается, в 1920 году внутренние разногласия руководящего состава приводят к уходу Уолтера в «свободное плавание». Не умеющий сидеть без дела, он собирает команду лучших автоконструкторов (имена Скелтона, Брира и Зедера хорошо известны всем промышленникам того времени) и, выкупив несколько умирающих предприятий, создает собственный завод.
Первой выпущенной моделью становится Chrysler Six. Традиционно мощный, 6ти цилиндровый автомобиль отличает хорошая комплектация при невысокой цене. Автомобиль премиум класса, доступный широким массам, быстро обретает популярность. Продажи в первый же год переваливают за 100 тысяч и компания активно расширяет дилерскую сеть (до 3800 точек). Chrysler оснащается по последнему слову техники (гидравлические тормоза на каждом колесе, сменные фильтра, алюминиевые поршни) и в скором времени выходит на 5ое место в американском рейтинге автопроизводителей.
Крайслер всегда удивлял особое внимание техническим разработкам. Он первый применил цельнолитое изогнутое лобовое стекло (до него стекла составляли из двух прямых половинок, образующих посередине острый угол), резиновые опоры двигателя и новый принцип подачи воздуха в карбюратор (падающим потоком). Вместе с ростом оснащенности автомобилей укрупнялась и структура компании, в 1928 году к ней присоединили Dodge Brothers, DeSoto и Plymouth.
В 30-тые выпускаются знаменитые модели - Chrysler Airflo, Chrysler New York Special и его модификация Chrysler New Yorker. Последний просуществовал до 1996 года, став рекордсменом-долгожителем и визитной карточкой компании. В военный период 1942-1945 годов производство перепрофилируется на нужды фронта - грузовики, танки и самолетные двигатели. Только в мирное время с конвейера вновь стали сходить легковые автомобили, но и их долгое время отличал тяжеловесный консерватизм.
Лишь в 50-тые модельный ряд получил кардинальные изменения, но вместе со старым обликом пропали демократичные цены. Восьмицилиндровые двигатели, мощностью до 180 лошадиных сил, новые полусферические камеры сгорания, подушки безопасности, усилитель руля и новаторская торсионная подвеска - все это стоило весьма недешево. Компания все больше отдаляется от образа народного автомобиля и выпускает высокоскоростной С-300, снискавший славу лидера кольцевых гонок.
В начале 70-тых можно говорить о Chrysler как о мощном концерне, имеющем представительство в Европе. Его благополучие серьезно пошатнул мировой кризис и переориентация покупателей на экономичные малолитражки, произошедшая как раз накануне выпуска мощных «монстров» - Plymouth Volare и Dodge Aspen. Злопыхатели заговорили о банкротстве, но концерн смог подстроится под изменившийся рынок и выпустил отлично продающееся спорткупе Cordoba.
В 1978 финансовое положение Chrysler все еще нестабильно, приходится отказаться от европейского представительства. Его покупает Peugeot Citroën. Полученных средств все же недостаточно и приходится обратиться за правительственным кредитом. Президента Картера убеждают, что потеря предприятия отрицательно скажется на экономике всей страны и он подписывает полумиллионное соглашение. Завод не останавливает конвейеров и возвращает долги в 1983 году, на 7 лет раньше оговоренного срока.
90-тые - период недолгого возрождения Chrysler. Выпускаются новые модели - от спортивного купе (Sebring) до минивена (Town & Country). Объединившись с Mercedes-Benz, в 1998 году концерн обретает новую ветвь - Daimler Chrysler. Эпоха стабильности заканчивается в 2009 году официальным признанием технического банкротства. Автомобили, отмеченные пятиконечной звездой и распростертыми крыльями, выпускаются и сегодня, но активы компании поделены между итальянским Fiat (52%), правительством Канады (1,5%) и американским профсоюзом работников автопромышленности.