Несмотря на то, что россияне в целом не настолько активные онлайн-покупатели, как жители западных стран, сектор интернет-торговли в России все же растет. Число пользователей, которые хоть раз делали покупки в сети, достигло 85 процентов. Приобретают и товары, и услуги. При этом в некоторые сегменты рынка интернет привнес заметные изменения.
Так, например, все сильнее ощущает присутствие онлайн-торговли туристический рынок РФ. Чем глубже Интернет проникает в жизнь россиян, тем большее количество людей переходят на самостоятельный поиск путешествий в сети. Россияне сами заказывают билеты, проживание в отелях и страховки, а также сами оформляют визы. Согласно данным "Data Insight", которые приводит РБК, объем транспортных и туристических услуг, купленных или забронированных через Интернет, в России в 2012 году достиг 160 млрд рублей. Это на 45 процентов больше, чем годом ранее. Такое бурное развитие туристического онлайн-рынка сейчас характерно только для России. В остальных странах рост гораздо ниже (если вообще имеется).
Читайте также: Испания жертвует сиестой ради туристов?
Тем не менее, эксперты не видят в нем угрозы для профессиональных игроков рынка: турфирм и туроператоров. Интернет лишь создает здоровую конкуренцию в отрасли, вынуждая их работать эффективнее и искать новые подходы к клиентам, однако полностью вывести туристические компании из игры он не сможет. Просто потому, что в туризме существуют определенные ниши, в которых частный туризм никогда не вытеснит массовый — невыгодно. Меж тем, массовый туризм без туроператоров немыслим.
Например, традиционными "массовыми" направлениями для россиян являются Турция и Египет. Туроператор выкупает рейсы в эти страны, выкупает часть мест (или даже все места) в отеле, заказывает автобусы, программы. То есть, по сути, делает своеобразную оптовую покупку. Разумеется, оптом всегда дешевле, чем в розницу. Поэтому на поездки по названным направлениям такой низкой цены, как туроператор, потребителю никто предложить не сможет.
Выгоднее получается брать у профессиональных игроков и путевки на экскурсионные направления (это, как правило, Европейские государства, однако экскурсионный сектор есть в любой стране мира). Здесь действует тот же принцип: туроператор покупает оптом. Он заказывает автобусы, он заказывает отели, а главное — гидов. Без туроператоров туристам пришлось бы платить за индивидуальную программу, что обошлось бы в разы (а в отдельных случаях на порядки) дороже.
Еще по теме: Россияне — туристы "третьего сорта"?
Однако онлайн-сектору тоже есть, что предложить потребителю. Направление динамично развивается, но особенный рост был отмечен в последние три года. Появилось множество новых поставщиков услуг, которые, во-первых, обеспечивают клиентам отличный выбор, а, во-вторых, соперничают друг с другом, развивая рынок.
Так, например, появились новые поисковые сервисы, которые являются бесплатными для потребителя. На них пользователь может без труда найти подходящий ему отель или нужный вылет.
Изначально, конечно, на рынке появлялись западные компании со своими предложениями, однако сейчас стали подтягиваться и российские. Например, большое внимание стали уделять онлайн-сектору российские авиакомпании. Появились новые сервисы, которые дали их клиентам современные возможности. Теперь те могут беспрепятственно заказать билет из дома, оплатить его из дома, там же распечатать, дистанционно зарегистрироваться на рейс и даже заказать особое питание безо всякой доплаты. По сути, если у пассажира нет багажа, он может сейчас даже не подходить в аэропорту к стойке регистрации, а сразу идти на посадку.
Это интересно: Томас Кук — отец мирового туризма
Серьезным аргументом за использование Интернета для покупки билетов, стало появление лоукостеров. Те мужественно пытаются прижиться на рынке, хотя дается им это нелегко. Причина — крайне высокие аэропортовые сборы в России. Например, при полете "через Москву" из города, расположенного в европейской части России, они достигают 8-10 тысяч рублей. То есть, по сути, большую часть стоимости билетов составляют именно аэропортовые сборы.
Впрочем, как и всегда, невозможно рассматривать развитие одного направления, в отрыве от всех остальных, поскольку рынок — единый организм. Развитие онлайн-торговли стало возможно только с развитием банковской системы. Поскольку подавляющее большинство покупок в Интернете осуществляется посредством банковских карт. Когда люди начали активно пользоваться или не только в столицах, но и в других городах России, тогда и онлайн-торговля пришла в регионы. Когда появился спрос, появилось и предложение: в последние два года в различных городах РФ были открыты многочисленные визовые центры, которыми могут воспользоваться желающие организовывать собственные зарубежные поездки самостоятельно.