Российский автомобильный рынок может потерять одного монополиста. В непоколебимом ряде отечественных автопроизводителей, таких как ГАЗ, КАМАЗ и "АвтоВАЗ" на одного члена может стать меньше. "АвтоВАЗ" просит вычеркнуть его из реестра монополистов, в который он попал силами ФАС в 1996 году. Так концерн надеется получить существенные преимущества.
Желание избавиться от статуса хозяйствующего субъекта компания "АвтоВАЗ" изъявила еще в 2010 году. С соответствующей просьбой ее представители обратились в Федеральную антимонопольную службу. Для принятие решения ФАС потребовалось провести еще одну проверку, после чего было решено удовлетворить просьбу, но частично, сообщает в четверг газета "Ведомости".
Читайте также: "Копейка": пробег длиной в полвека
Согласно проведенному исследованию, доля автогиганта на рынке легковых машин класса премиум составила меньше, чем 35%, которые являются показателем к присвоению компании статуса монополиста. Именно на недостаточную долю участия в данном сегменте и указывали представители "АвтоВАЗа" в 2010 году. И действительно, продукция тольяттинского завода в целом не достигает стоимости 600 тысяч рублей. Зато автоконцерн является постоянным участником рынка машин экономического класса. Даже последние выпущенные автогигантом машины в большинстве своем продаются по цене, едва достигающей 450 тысяч.
Так, согласно данным, указанным на официальном сайте "АвтоВАЗа", новый автомобиль LADA Granta седан с автоматической коробкой передач рекомендуется продавать по цене 430 100 рублей, а самый дорогой продукт отечественного концерна, LADA Priora Coupe, предлагается реализовывать за 482 100 рублей. Таким образом, монополистом на рынке автомобилей премиум-класса "АвтоВАЗ" называть нелогично. С этим вполне согласились работники ФАС. Однако полностью избавлять тольяттинский завод от ответственности, которую несут монополисты, ведомство не стало, ибо существует сегмент российского рынка, в котором продукты автогиганта занимают весьма и весьма весомую роль.
Читайте еще: Собери автомобиль Lada своими руками
По мнению работников антимонопольной службы, в 2010 году доля предприятия в сегменте автомобилей экономического класса составляла 47 процентов рынка, с чем категорически не согласны сами представители "АвтоВАЗа", уверенные, что участие их весьма скромное и не тянет на монополию. Впрочем, упорство отечественного концерна понятно, ведь статус хозяйствующего субъекта обязывает компанию согласовывать все свои сделки по слиянию и поглощению с сотрудниками антимонопольной службы, и от внимания "Большого брата" избавиться можно лишь путем сокращения влияния на рынке страны. Как подчеркнул директор по внешним связям "АвтоВАЗа" Игорь Буренков, именно поэтому компания столь принципиальна в отношении определения размера доли своего участия на рынке.
В антимонопольной службе расчеты "АвтоВАЗа", конечно, понимают и идти на уступки не собираются. В прошлом году концерн уже обращался в ведомства с целью согласования создания совместного предприятия между "Ростехом", Renault-Nissan для получения 74,5 процентов капитала «АвтоВАЗа». В результате участники соглашения обязались сообщать в ФАС об объемах продаж, выручке, а также о ценах на автомобили, выпускаемые на рынок нашей страны.
Это интересно: Игрушки Lada: реклама или жест отчаянья
Меж тем, как сообщает Lenta.ru, в том же 2012 году продажи автомобилей Lada сократились на семь процентов, составив в результате 537,6 тысяч автомобилей, тогда как производственный мощности "АвтоВАЗа" способны собирать до 800 тысяч машин в год. В то же время продажи легковых автомобилей премиум- и эконом-класса за минувший год выросли в России на 10,6 процента, составив 2,935 миллиона.
С просьбой избавить "АвтоВАЗ" от навязчивого внимания со стороны антимонополистов представители тольяттинского концерна обратились в арбитражный суд Москвы. Дело будет рассмотрена менее, чем через месяц, 27 июня. А пока эксперты замечают, что гораздо более результативным для концерна было бы оспаривание методики, применяемой ФАС в отношении российских компаний, а не упорство, касающееся невеликой доли участия на рынке.