Для РФ вопрос создания транспортной сети до сих пор открыт. Добраться до отдаленных регионов быстро, комфортно и недорого попросту невозможно. Это скорее тема для фантастического рассказа, чем жизненные реалии. При большой протяженности железнодорожных путей Россия все еще не может похвастаться наличием высокоскоростных магистралей (ВСМ).
В других странах мира высокоскоростные магистарали успешно эксплуатируются с середины 60-х годов, в России же первоначально планировалось строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, параллельно уже существующей линии Октябрьской железной дороги. На официальном сайте РЖД отражена именно эта информация, но по последним данным первая трасса соединит Москву и Казань. Решение одобрено президентом, считающим нецелесообразным предшествующий проект дублирования маршрута следования высокоскоростных Сапсанов.
Читайте также: Из Москвы в Питер за триллион рублей
По предварительным подсчетам, строительство потребует не менее 928 миллиардов бюджетных рублей. Трасса пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары и составит порядка 1100 километров. В дальнейшем возможно продление путей до Екатеринбурга. Конструкция полотна позволит поездам развивать скорость более 200 километров в час и путешествие из Москвы в Казань займет не 11 часов, а всего лишь 3,5. Цифра, впрочем, не ошеломляющая — в Японии своевременные экспрессы двигаются со средней скоростью 350 километров в час, разгоняясь на тестовых участках до 500.
Практически триллион рублей — очень весомая сумма и правительство планирует задействовать частных инвесторов. В идеале на них ляжет 30 процентов всех затрат, но опыт строительства олимпийских объектов не обнадеживает. В аналогичной ситуации не удалось привлечь финансирование "со стороны" и все расходы возмещаются из бюджета. Для повышения привлекательности объекта в глазах потенциальных инвесторов правительство готово предоставить последним льготное налогообложение, а именно уменьшить налог на имущество и прибыль организации, а также компенсировать часть НДС.
Еще по теме: "Ласточки" прилетят с Урала
ВСМ позиционируется как доступный транспорт, а не премиум сегмент пассажироперевозок. Стоимость поездки будет начинаться от 800 рублей, то есть останется прежней или даже снизится. Сегодня за эту сумму можно рассчитывать только на место в общем сидячем вагоне. 11 часов в кресле — сомнительное удовольствие, любителям комфорта предложат купейный билет от 2000 рублей, а если в приоритете скорость — пересаживайтесь на самолет и готовьте не менее 3000. Стоимость Сапсана, несмотря на более короткий маршрут, начинается от 2000. Он и не пытается пойти "в народ", оставаясь престижным и статусным.
Откуда же взяться столь привлекательным расценкам (от 1 рубля за километр)? Себестоимость поездки, конечно же, не уменьшится, секрет в привлечении государственных субсидий. Низкими тарифы будут только для пассажиров, государству для их поддержания потребуется дополнительно 315 миллиардов рублей. Стоит отметить, что перевозка людей всегда была убыточна и требовала стимулирующих мероприятий. В долгосрочной перспективе расходы можно компенсировать за счет грузоперевозчиков, оплачивающих транспортировку в полном объеме.
Сроки сдачи объекта — 2018 год, как раз к старту чемпионата мира по футболу. Министр транспорта Максим Соколов осторожно называет дату ориентировочной. За 5 лет строительства могут вскрыться дополнительные факторы, в том числе и увеличивающие бюджет проекта. Руководителем объекта утвержден Александр Мишарин, 6 февраля 2013 года сменивший пост Первого вице президента РЖД на должность генерального директора ОАО "Скоростные магистрали". Его кандидатура в свете недавних коррупционных скандалов вызвала недоумение ряда лиц, в частности депутат Волков в своем личном блоге высказал открытую критику назначения.
Это интересно: Портовые интриги РЖД