"АвтоВАЗ" отзывает более 30 тысяч автомобилей Lada Kalina и Lada Granta из-за проблем с тормозной системой. Речь идет о машинах, произведенных до 7 апреля 2013 года включительно. Соответствующие предписания уже разосланы всем официальным дилерам. Как это скажется на объемах продаж, пока не ясно. Учитывая прошлый опыт, возможно даже никак.
В пресс-релизе, распространенным "АвтоВАЗом", сообщается, что мера предпринимается для устранения причины возможного контакта кабеля датчика ABS и тормозной трубки левого переднего колеса с оплеткой троса привода сцепления. Причина в результатах ресурсных испытаний. Они показали, что "в отдельных случаях возможны возникновение течи тормозной жидкости или снижение эффективности тормозной системы автомобиля". Теперь "АвтоВАЗ" разослал соответствующее предписание всем официальным дилерам "Lada" с указанием сервисных работ. Владельцы же автомобилей, подпадающих под кампанию, будут официально извещены о возможности пройти бесплатное техническое обслуживание в дилерских центрах "Lada".
Напомним, "АвтоВАЗ" является ведущим российским производителем автомобилей и одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли в Восточной Европе. А "Lada Granta", в свою очередь, является его основной, самой продаваемой моделью. При этом не только среди моделей "АвтоВАЗа", а в принципе по России: с сентября 2012 года "Lada Granta" удерживает эту позицию. Выпускать ее начали менее, чем за год до этого: в ноябре 2011 года.
Читайте также: Частный извоз: Велорикши для москвичей
Несмотря на это, за столь недолгий срок существования, "Lada Granta" уже переживала неприятные времена, связанные с отзывом автомобилей производителем. В конце апреля текущего года "АвтоВАЗ" уже объявлял кампанию по отзыву 4 тысяч "Lada Granta" и 70 тысяч автомобилей "Lada Kalina". В тот раз была выявлена возможность истирания топливной трубки на машинах с пробегом более 50 тысяч километров. А в апреле прошлого года "АвтоВАЗ" отзывал "Lada Granta". Тогда причиной стала "возможность неисправности в топливной системе". Отозваны были 94 тысячи машин — самый крупный случай подобного рода в истории "АвтоВАЗа", даже несмотря на то, что компания отзывает свои автомобили едва ли не чаще, чем выпускает исправно работающие. "АвтоВАЗ" отозвал все "Lada Granta", произведенные с момента начала выпуска и до марта 2012 года.
Ожидалось, что это негативно скажется на продажах модели, однако те продолжают расти по сей день. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, за период с января по апрель текущего года было продано на 98 процентов автомобилей "Lada Granta" больше, чем за аналогичный период предшествующего года, а именно 52,7 тысяч машин. То есть, по сути, отзыв автомобилей нисколько не замедлил роста популярности модели. "Потребитель, который покупает Lada Granta, понимает, на что он идет, — философски заметил тогда аналитик "Атона" Михаил Пак, чьи слова приводит "Коммерсантъ". — Это автомобиль самого бюджетного сегмента, и определенные проблемы с качеством неизбежны".
Читайте также: Шаг вперед: автобусы на "голубом ходу"
Меж тем ситуация, при которой регулярные отзывы автомобилей производителем никак не влияют на желание покупателей приобретать его продукцию, многим кажется все же нонсенсом. Ряд экспертов ожидает негативной реакции рынка хотя бы в этот раз. "Данная новость негативна для "АвтоВАЗа", так как подразумевает очередной удар по репутации производителя. На этом фоне опорой для российского автопроизводителя остаются продажи марок, производство которых осуществляется в рамках СП AVTOVAZ-Renault-Nissan",- считает аналитик "Инвесткафе" Кира Завьялова.
Однако существует и альтернативная точка зрения. Отмечается, что отзывы автомобилей "АвтоВАЗом" могут, напротив, улучшить отношение потребителей к компании и ее продукции. Потенциальных покупателей должна подкупить честность компании и готовность самостоятельно и ответственно исправлять собственные недоработки, вместо того, чтобы замалчивать их. Это может вызвать доверие.
Впрочем, это тоже всего лишь вариант. Потому что, несмотря на успех "Lada Granta", "Lada Kalina", участвующая в тех же скандалах, не демонстрирует положительную динамику продаж. Равно как и весь "АвтоВАЗ" в целом: по итогам апреля 2013 года продажи завода упали на 12 процентов. "АвтоВАЗу" даже пришлось заказывать новую рекламную компанию "Lada Kalina", результатом которой стало появление весьма специфического лозунга "Lada Kalina. Полный фарш!". По словам представителей компании, слоган призван помочь "АвтоВАЗу" стать ближе к народу.