Поведение россиян за границей давно стало темой для злых шуток. Гена и Вован, "прославляющие" Тагил в "Нашей Раше", - собирательный образ русского туриста, зарекомендовавшего себя хамом, любящим выпить и поскандалить. Стереотип изменить сложно, и многие отдыхающие замечают прохладное к себе отношение. Правда ли, что турбизнес не лоялен к россиянам?
Качество номеров, ресторанное обслуживание, внимание к пожеланиям постояльцев и скорость реагирования на их просьбы для русских и прочих гостей не всегда аналогичны. Часто встречаются жалобы, что в номера, с балкона которых можно круглосуточно наблюдать близлежащую стройку, в первую очередь заселяют россиян. За вид на море или размещение в центральном корпусе еще нужно побороться. Видеть в таком положении дел только происки отельной администрации не совсем верно. Для многих россиян понятия "дешевый отдых" и "хороший отдых" совпадают. Выискивая горящие туры, сложно претендовать на самое комфортное размещение. Иностранцы изначально готовы потратить на отдых несколько больше и, ориентируясь на их возможности, туроператоры заранее выкупают лучшее из номерного фонда.
Читайте также: Туризм: самолетов на всех не хватит
Традиционно россияне менее требовательны. Неработающая розетка, сломанный фен или пустой мини-бар скорее всего не станут предметом бурной дискуссии на ресепшене. Кому-то не хватит знаний иностранного языка, кто-то не посчитает повод достаточно серьезным, а кто-то попросту не обратит внимания на недочеты. В итоге персонал "расслабляется", что незамедлительно сказывается и на остальных постояльцах. Другая крайность - регулярные чаевые в надежде получить сервис «не хуже, чем у других». Не без основания принято считать, что "русские отели" отмечает расхлябанность и избалованность персонала. Европейцы и наиболее взыскательные соотечественники стараются купить туры в отели, помеченные неофициальным рейтингом как "Russians Free". Здесь можно рассчитывать на более разнообразное меню и качественный сервис.
Впрочем, даже при высоком уровне услуг, внимательный глаз может заметить некоторое несоответствие отношения к россиянам и европейцам. Для последних в баре напитки не будут заканчиваться в последний момент, нальют их в стеклянный бокал, а не пластик, и к чаю всегда найдется свежий лимон, а к пиву - орешки. Правда и они, в свою очередь, не будут пытаться вынести из ресторана фрукты и сладости, набивая карманы до отказа, или устраивать ночные заплывы в закрытых бассейнах. Сложно представить себе европейца, вставшего на рассвете только для того, чтобы занять самые удобные лежаки, застелить их полотенцем и снова отправиться спать в номер до обеда. В искусственно созданной очереди около деликатесов русская речь также будет звучать чаще, чем любая другая.
Еще по теме: Российским туристам привьют любовь к родине
Стоит ли удивляться, что деление на категории хороший/плохой турист перестает быть условным. Некоторые отели при заселении выдают гостям из разных стран разного же цвета браслеты. Это позволяет увидеть "опасность" издалека и даже нетипичный русский получит типично предвзятое отношение. Существующая практика возмущает россиян, но изменить заведенный порядок они не в силах. В ряде случаев дискриминация выражена еще четче - на территории отеля может встретиться ресторан, посещение которого определенной категории, отмеченной сигнальным браслетом, запрещено даже за деньги.
Отдельная тема - языковой барьер. Без сколь угодно малых знаний английского языка сложно уверенно чувствовать себя за границей. Лучше всего дела обстоят в Турции, здесь русскоговорящий персонал и анимация - не редкость, но в других странах без проблем можно купить только лоточные сувениры. В желании продать, торговцы сразу выдадут весь нехитрый запас шаблонных фраз и на пальцах покажут стоимость. Вызвать врача, договорится об экскурсиях, сменить номер или высказать претензии по качеству его уборки будет гораздо сложнее. Персоналу удобно не понимать речь недовольного постояльца, особенно если это часть негласной политики администрации. Проблема не решается, потому что ее как бы нет
Это интересно: Круизный бизнес. Год после Costa Concordia
Как же не попасть в третьесортную категорию и не чувствовать себя ущемленным на каждом шагу? Адекватное поведение, вежливость и спокойствие само по себе очень ценно, но не способно защитить от неприятностей. Пока стереотипы играют не в нашу пользу, вариантов остается два - или закрывать глаза на некоторые мелкие нюансы, или закладывать в бюджет отпуска большие суммы. Отели премиум класса отличаются более однородным социальным статусом своих гостей и высокопрофессиональным персоналом, ни в коей мере не позволяющим себе демонстрацию негативного отношения.