Российская ракетно-космическая корпорация "Энергия" информировала о сокращении спроса на транспортные перевозки отечественными космическими кораблями "Прогресс". Для доставки грузов на Международную космическую станцию все чаще используются коммерческие корабли Dragon, на подходе и другие перевозчики от частных компаний, работающих с NASA.
Исполнился год с момента успешного пробного полета американского грузовика Dragon. С тех пор он совершил еще несколько успешных рейсов, подтвердив успех частной компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), которая разбавила международную государственную монополию на полеты в космос. Тогда же стало ясно, что у старых грузовиков "Роскосмоса" появился конкурент, который вскоре подвинет российского извозчика.
Читайте также: Рудокопы замахнулись на астероиды
Как отмечает в своем отчете за первый квартал РКК Энергия, с октября прошлого года NASA может самостоятельно выполнять грузовые перевозки и возвращать грузы с МКС с помощью грузового космического корабля Dragon компании SpaceX. "В связи с этим спрос на грузовые корабли "Прогресс" на международном рынке существенно сократился", — констатируют в корпорации.
Конкурс на создание летательного аппарата от NASA выиграли SpaceX, запустившая Dragon, а также Orbital Sciences Corporation, готовящий свой грузовой корабль Cygnus, попали в программу "Коммерческая орбитальная транспортировка" (COTS). Фирма Orbital Sciences Corporation известна своими ракетами-носителями "Пегас", которые запускаются не с космодромов, а с самолета, что безусловно удешевляет вывод спутника на орбиту. Таким образом уже было заброшено порядка полусотни спутников.
Демонстрационный полет Cygnus запланирован на ближайшие недели. А уже в конце года корабль отправится к МКС. Если и он будет принят в качестве извозчика, отечественные ракеты станут еще менее востребованными.
Это интересно: В космос за свои кровные
Компания SpaceX в 2008 году подписала контракт на сумму 1,6 миллиарда долларов с NASA в 2008 году. В рамках контракта компания корабль компании осуществит 12 рейсов Dragon к МКС и перевезет 20 тонн груза. Контракт со SpaceX с NASA вероятно будет расширен до 3,1 миллиарда долларов. В прошлом году NASA продлило соглашения по финансированию создания новых пилотируемых кораблей в рамках программы Commercial Crew Integrated Capability (CCiCAP), с тремя компаниями. В результате Boeing получил $460 млн, SpaceX — $440 млн, Sierra Nevada Corporation — $212,5 млн.
Выделяемые агентством средства SpaceX обещает направить на создание и сертификацию пилотируемой модификации корабля Dragon уже в 2017 году. Это означает, что пока еще монопольное положение россиян в перевозках "живого груза" на МКС, вскоре также может уйти в прошлое. "По контракту между NASA и SpaceX на $1,6 млрд планируется, что эти космические корабли будут перевозить груз, а после 2017 года и доставлять астронавтов к МКС. В этом случае Россия и РКК "Энергия" потеряют монополию на пилотируемые полеты", — говорится в отчете "Энергии".
И даже если у SpaceX не хватит собственных научно-технических ресурсов для создания пилотируемых кораблей, в 2018 году на МКС должен полететь создаваемый Boeing корабль CST-100. Новый российский пилотируемый корабль по планам может появиться к 2020 году.
Читайте еще: Чертова дюжина для российской космической отрасли
"В связи с созданием Европейским и Японским космическими агентствами грузовых кораблей ATV и HTV, а также реализуемыми планами американских коммерческих компаний по созданию пилотируемых и грузовых кораблей монополия России на пилотируемый космос обещает быть недолговечной", — отмечается в отчете "Энергии".
В РКК "Энергия" отмечают, что сокращение спроса на грузовые корабли "Прогресс" на треть в связи с успешной работой Dragon приведет к высвобождению ресурсов, которые будут направлены ресурсы на создания научно-энергетического модуля для МКС (НЭМ-1) и проекта пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП).
На создание НЭМ-1 компания получила 15 миллиардов рублей, а стоимость создания комплекса ПТК оценивается экспертами РКК "Энергия" в 160 миллиардов рублей в ценах 2012 года. В проекте многоразового космического корабля будут использованы наработки благополучно забытого "Клипера", однако в прошлом году сроки начала беспилотных испытаний были перенесены с 2015 на 2018 год. А еще для нового корабля нужна и новая ракета-носитель и здесь уже американцы задают планку.
Еще: Нужен ли РФ второй "Рособоронэкспорт"?
У SpaceX есть еще одна разработка, которая делает доставку грузов на орбиту в разы дешевле российских запусков. В апреле в пятый раз была протестирована ракета вертикального взлета и посадки под наименованием Grasshopper. Это означает, что уже в скором времени компания сможет многократно использовать ракету-носитель, которая после вывода на орбиту пилотируемого корабля, будет возвращаться в место старта. Стоимость "Союзов" составляет порядка 30 миллионов долларов и цена сгорающей ракеты полностью включается в стоимость доставки. А разработка SpaceX сделает используемые "Роскосмосом" решения неконкурентоспособными.