Имя Арманда Хаммера, родившегося 21 мая 1898 года, широко известно за пределами родной Америки. Кем же он был? Вы можете услышать в ответ множество версий - миллионером, авантюристом, пропагандистом коммунистических идей, номинантом на получение нобелевской премии, промышленником, арестантом, коллекционером произведений искусства и писателем.
На первый взгляд противоречивые определения в то же время являются правдивой характеристикой этой неоднозначной личности.
Хаммер был одним из трех сыновей занимающегося медицинской практикой российского эмигранта. Следуя семейной традиции, юноша окончил Колумбийский университет и получил звание доктора медицинских наук. Впрочем, к врачебной практике он так никогда и не приступил. Зато Арманду удалось расширить мелкий фармацевтический бизнес своего отца и заработать на этом поприще первый миллион. К периоду становления Хаммера как бизнесмена относится первая темная история. То ли он сам, то ли его отец согласился выполнить аборт ослабленной пневмонией женщине. Роженица умерла и старший Хаммер, взявший всю вину на себя, по приговору суда получил 2,5 года тюрьмы.
Читайте также: Сэр Томас Липтон - рыцарь чайной империи
Тем временем Арманд, будучи к моменту окончания университета достаточно состоятельным человеком, отправляется в СССР для взыскания долга за поставленные в период Гражданской войны лекарства. С собой он везет необычный сувенир - бронзовую статуэтку обезьяны, восседающей на Дарвинском "Происхождении видов". В лапе у мартышки зажат человеческий череп. Ленин и Хаммер проводят за беседой долгие четыре часа и расстаются вполне довольные друг другом. Помимо пролетарской фамилии (хаммер в русском варианте звучит как молоток) молодой американец является носителем массы интересных идей. Он предлагает богатому, но голодающему государству, поставку миллионов бушелей пшеницы в обмен на черную икру и большевистские (а еще недавно дворянские) драгоценности. Ленин, памятуя о стиснутом обезьяной черепе и желая видеть Америку в числе своих союзников, не раздумывая подписывает договор.
Позже по инициативе Хаммера в Москве строится карандашный завод (1926 год), а в Тольятти открывается производство азота (1979). Арманд активно распространяет на родине коммунистические идеи и служит посредником в передаче средств зарубежным агентам советского союза. Не забывает и о своей выгоде. Хаммер скупает произведения искусства и перепродает коллекционерам, нещадно разбавляя подлинники подделками. Безграничное доверие, оказываемое Лениным американцу, легло в основу анекдота. Якобы уже в 1970-е Хаммер, прилетев поздней ночью, потребовал незамедлительно проводить его в мавзолей и предъявил возмущенной охране подписанную самим Лениным бумагу: "Пропускать в любое время дня и ночи".
Еще по теме: Lamborghini: дерзкая мечта создателя тракторов
В Америке успешный предприниматель привлекается по нашумевшему Уотергейтскому делу, обвиняемый в причастности к прослушке переговоров демократов, противостоящих действующему президенту Никсону. Вина Хаммера так и не была доказана, возможно и благодаря крупным пожертвованиям, но эта неприятная история не позволила Хаммеру побороться за получение Нобелевской премии, его имя было вычеркнуто из списка номинантов.
В преклонном возрасте (почти в 80 лет) миллионеру вновь грозит судебное разбирательство. Его обвиняют в незаконной передаче крупной суммы денег республиканской партии. Из процесса Хаммер устраивает театрализованное представление. Сначала категорически отказывается от всех обвинений, потом пишет пространственные многостраничные покаяния, а в итоге признает себя полностью виновным. В зал его привозят на инвалидном кресле, увешанного датчиками, в сопровождении медсестры и сложнейшего оборудования. Разыграв из себя немощного старца и получив условное лишение свободы, Арманд бодро покидает заседание, чтобы в скорейшем времени возглавить совещание совета директоров.
Это интересно: Меценат Абрикосов и шоколадная фабрика
Здоровье действительно оставило Хаммера только после 90 лет. В 1990 году врачи диагностировали неоперабельную раковую опухоль, но Арманд боролся до последнего. Получив отказ от официальной медицины, обратился к нетрадиционной. Регулярно заваривал отвары из мексиканских сборов и игнорировал неутешительные прогнозы. Даже назначил дату свершения обряда бар-мицва, должного ознаменовать возвращение к вере предков. Но планам воспрепятствовала смерть, за день до запланированной даты - 10 декабря 1990 года - Хаммера не стало. По его воле обряд провели с участием загримированного двойника, а вскоре огласили завещание.
Сыну и прочим родственникам Хаммер отписал мизерные суммы. Негодование близких сменилось удивлением, когда выяснилось, что Арманд оставил огромные 500 миллионные долги. Истинным наследием Хаммера можно считать мемуары, а также одноименные музей и фонд, существующие по сей день.