"Золотые парашюты" раскрываться не перестанут, но вот размер их, похоже, всерьез сократится. И неизвестно, все ли смогут на них благополучно приземлиться. В Государственную думу внесен законопроект об ограничении "золотых парашютов" топ-менеджеров. Если он будет принят, то Трудовой кодекс станет гораздо строже по отношению к элитным работникам.
Поправки предложены депутатами зампредом комитета по экономической политике Виктором Климовым, членом комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам Валерием Трапезниковым и членом комитета по науке Александром Богомазом, сообщает "Интерфакс". Согласно из законопроекту, в Трудовой Кодекс должна быть внесена новая статья "Гарантии руководителю государственной корпорации, организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, организации с государственным участием в случае прекращения трудового договора". Данная статья несколько ограничит простор фантазии работодателей в части обеспечения гарантий принимаемых на службу топ-менеджеров. По крайней мере, тех, чьи компании созданы с участием государства.
Читайте также: "Золотые парашюты" перестанут раскрываться?
Так, депутаты предлагают при прекращении трудового договора с руководителем госкорпорации (или иной организации, созданной на основании закона) при отсутствии его виновных действий (бездействия) топ-менеджеру выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже 3-кратного среднего месячного заработка и не выше 12-кратного среднего месячного заработка.
Если же трудовой договор прекращается с главой госкомпании при отсутствии его виновных действий (бездействия) топ-менеджеру выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже 3-кратного и не выше 18-кратного среднего месячного заработка.
То есть, ограничения вводятся только для тех компаний, в которых доля участия государства не менее 50 процентов.
Напомним, "золотыми парашютами" принято называть компенсацию, выплачиваемая топ-менеджерам компаний в случае их увольнения либо ухода в отставку по собственной инициативе в результате поглощения этой компании другой или смены собственника. "Золотые парашюты", формально являясь гарантией для работника, по факту становятся также гарантией и для самой компании.
Это интересно: Зарплаты топ-менеджеров: у кого больше?
По мнению ряда экспертов, массовые выплаты "золотых парашютов" после начала мирового финансового кризиса 2008 года, серьезно усугубили ситуацию на рынке. После этого раздались многочисленные голоса о том, что размер "золотых парашютов" необходимо ограничивать законодательно. Подобная идея возникла и в России. Поводом для нее стала компенсация, выплаченная в марте текущего года уволенному президенту компании "Ростелеком" Александру Провоторову. За то, что его полномочия были досрочно прекращены, Провоторов, проработавший в должности с 2010 по 2013 год, получил порядка 230 миллионов рублей. Из них непосредственно годовая компенсация составился 29 миллионов. Остальные 200 с небольшим пришлись на "золотой парашют".
Данный случай получил известность после того, как в рамках конференции Общероссийского народного фронта, проходившей в конце марта 2013 года в Ростове-на-Дону, о нем рассказал Президент РФ Владимир Путин. После чего заметил, что в России необходимо введение ограничений "золотых парашютов". 24 апреля соответствующее поручение было дано кабинету министров.
Если текущий законопроект вступит в силу, то ограничения начнут действовать уже с 1 августа 2013 года. Впрочем, в каком виде будет принят текст законопроекта, пока неизвестно. В настоящий момент все партии заявили о том, что проект, по их мнению, нуждается в доработке. В частности предложенное ограничение назвали все равно недостаточным и высказали идею о том, что зарплаты топ-менеджеров необходимо связать с размером заработков рядовых сотрудников.
Еще по теме: Кукольные менеджеры IT-индустрии
Меж тем стало известно, что новый глава "Ростелекома" Сергей Калугин попросил убрать из своего трудового договора пункт о выплате "золотого парашюта" не дожидаясь принятия закона и вступления его в силу. По собственному признанию, обеспечивать себя гарантией в виде компенсации он просто "не захотел". При этом назначенный руководитель не исключил, что примет участие в опционной программе для менеджеров, если таковая в компании появится. "Если ее примут, то я бы хотел. Пока такой программы нет, этот вопрос должны решать акционеры. Мне бы хотелось, чтобы она была: в компанию приходят много сильных менеджеров, которые привыкли к определенной системе мотивации", — заявил Сергей Калугин, чьи слова приводит "Взгляд".