До недавнего времени самым удобным способом покупок для вечно занятого населения крупных городов были онлайн-магазины. Они позволяли приобретать обновку, почти не поднимаясь с рабочего стула. Разве только для того, чтобы забрать доставленный товар у курьера. Однако сегодня появился еще более продвинутый и простой способ торговли - применение QR-кодов.
Главные плюсы нового вида торговли отражены в самом названии - QR расшифровывается, как quick response, что в переводе с английского языка означает "быстрый отклик". QR-код представляет собой зашифрованную информацию (матричный код) о том или ином товаре, которая со стороны выглядит, как картинка с квадратиками. Гениальная разработка принадлежит японской компании "Denso-Wave". И вряд ли ее можно назвать новой, поскольку в следующем году QR-кодам исполнится уже десять лет.
Еще по теме: Онлайн-ритейл России: мал, да дорог
С 1994 года матричные коды завоевали неслыханную популярность у себя на родине. Японцы помещают QR-коды на все товары, продающиеся на прилавках - на продукты и на их упаковки, в справочники, на рекламные буклеты и так далее. Таким образом жители страны Восходящего солнца решили проблему перенасыщения индустрии штрихкодами. Впрочем, QR-коды ни в какое сравнение не идут со своими предшественниками. Это - продукт высокотехнологического века. Матричные коды значительно облегчают торговлю, логистику и производство в целом. Для того, чтобы считать информацию, необходимо специальное сканирующее оборудование или же обыкновенная камера, присутствующая в большинстве современных мобильных телефонов.
Услуга настолько популярна в Японии, что ведущие операторы мобильной связи уже приноровились выпускать под своим брендом мобильные телефоны со встроенной поддержкой распознавания QR-код. Таким образом, рядовой японец может, завидев во время прогулки на рекламном щите интересный ему товар, остановиться, сфотографировать матричный код при помощи мобильного, и с использованием сканера получить полную информацию о том, где, по какой цене можно приобрести данный продукт, пройти на интернет-сайт производителя, и даже сразу его заказать.
Читайте: "Магазин на диване" переживает революцию
В России QR-кодами в том или ином виде пользуются 6 из 20 исследованных компанией J'son &Partners Consulting розничных сетей. Коды на товарах могут указываться также для того, чтобы покупатели, находясь в пределах торгового зала, могли при помощи телефона и того же сканера зайти на промо-сайт и узнать о проходящих акциях. Теперь же о намерении использовать японскую разработку заявило ОАО РЖД. Как сообщает издание "Редус", российский монополист планирует размещать магазины на базе матричных кодов на стенах вокзалов. Иными словами, на станциях будут вывешены рекламные щиты с изображением товара и QR-кодом для мгновенной его покупки. Схема приобретения понравившегося товара будет стандартная, а оплату можно будет произвести по пластиковой карте.
Первопроходцами в данном виде торговли станет Ленинградский вокзал Москвы. Магазины будут работать на выходе из скоростных поездов "Сапсан", следующих по направлению Петербург-Москва, и в самих вагонах. После РЖД подобную практику планирует применить и метрополитен столицы. А меж тем, гениальная идея о внедрении торговли с использование QR-кодов в городском общественном транспорте принадлежит Северной Корее. В 2011 году на станциях метро в Сеуле подразделение розничной сети Tesco вывесило плакаты с изображением товара и отдельными QR кодами на каждый товар для заказа. Спустя год аналогичные магазины появились в аэропорту "Гатвик" в Лондоне.
Это интересно: Бизнес: где обитают "золотые антилопы"?
Однако торговля - это не единственная возможность матричных кодов. Например, в Японии и Австрии подобные картинки с "квадратиками" можно обнаружить на могилах. Кладбищенские QR-коды содержат информацию об усопших. В стороне также не остался туризм. В перспективе японские разработки могут заменить аудио-гидов в музеях, поскольку в этот маленький шифр может поместиться самая полная информация о произведении искусства. Более того, в "пиксели" можно перевести даже произведения классиков. В украинском городе Львове, например, объединение бизнесменов "Туристическое движение Львова" поместило QR-коды в общей сложности на 80 туристических объектов. Таким образом, гости города могут самостоятельно и без знания языка (ибо код содержит информацию на нескольких языках) ориентироваться на его улицах.
На Западе же QR-коды зачастую используют в качестве мобильных купонов. Скопировав такой шифр на свой мобильный телефон, покупатель получает права на скидку в магазине, ресторане или кафе. Для того, чтобы дисконт сработал, необходимо лишь показать сотруднику того или иного заведения изображение на телефоне. Тот, в свою очередь, сканирует код, тем самым активируя скидку.
Еще: Не считайте деньги - и будете богаты!
Меж тем, предприниматели России давно выступают за повсеместное и обязательное введение QR-кодов, благодаря которым покупатели могли бы получать полную информацию о происхождении и движении к прилавку продуктов, что особенно важно в пищевой отрасли. Однако на данный момент данная необходимость только обсуждается с чиновниками.