Санта-Клаус — это добрый и смешной пузатый старичок с белой бородой. Он неизменно одет в костюм, который больше всего напоминает красную пижаму, отороченную белым мехом, а на голове у него что-то типа ночного колпака с кисточкой. Этот старичок ездит в оленьей упряжке и смеется басом. Именно так представляют себе Санта-Клауса большинство современных людей.
Между тем еще лет 70 назад Санта-Клаус выглядел совсем иначе. Появлением милого и всеми любимого пузатого старичка мы обязаны американскому художнику Хэддону Сандблому. И компании "Кока-Кола", которая в 1930-х годах заказала ему создание образа рождественского персонажа для рекламы своей продукции.
Читайте также: Хитрый маркетинг: "дразнилки" для приманки
Легенду о Санта-Клаусе знают, наверное, все. По сути, Санта-Клаус — общехристианский святой Николай Мирликийский. В православной традиции его принято называть Николаем Угодником, Николаем Чудотворцем или Святителем Николаем. Предание гласит, что однажды Святой Николай, решив бескорыстно помочь двум бедным женщинам, в рождественскую ночь незаметно вошел в их хижину и, пока женщины спали, положил золотые монеты в чулки, которые женщины повесили сушиться у камина. Легенда, впрочем, везде рассказывается по-разному. Кто-то говорит, что помог Святой Николай вовсе не женщинам, а многодетной семье, положив монетки в детские башмачки, а кто-то добавляет, что для этого святой пролез в трубу дымохода.
В память об этом событии родители по всему христианскому миру каждое Рождество стали подкладывать своим детям подарки в носки и башмачки, а на вопросы отвечали, что это сделал Святой Николай. Или по-другому Санта-Клаус. Образ святого-рождественского дарителя то забывали, то заменяли другими (например, в Германии персонажем, который раздаёт подарки, на какое-то время стал младенец Христос).
Еще по теме: Хитрый маркетинг: Чем "Гиннесс" обязан куропаткам?
Однако в XIX веке Санта-Клаус снова вернулся в рождественские сказки западных детей. О нем писали книги и рисовали открытки с его изображением. Среди последних наибольшую популярность получили рисунки Томаса Наста. Он изображал Санту седовласым стариком, любителем курительной трубки. Именно Наст первым одел Санта-Клауса в полушубок: до этого персонаж походил скорее на пожилого эльфа, завернутого в шкуры диких зверей. Художник также выдал Санте оленью упряжку и поселил его на Северный Полюс.
Следующее, главное свое преображение Санта-Клаус пережил в 1931 году. Тогда компания "Кока Кола" озаботилась тем, что в зимний период продажи ее напитков резко падают. Что, в общем, было закономерно, так как при низкой температуре люди вообще не склонны употреблять холодный лимонад. Однако компания все же решила попробовать хоть немного улучшить ситуацию с продажами. "Кока Кола" наняла Хэддона Сандблома. Разумеется, тогда никто еще и предположить не мог, что заключенный контракт станет основой для появления самой известной рекламной компании в истории человечества.
Это интересно: Хитрый маркетинг: великая ценовая революция
Сандблом одел Санта-Клауса в цвета "Кока Колы" — красный с белым, и превратил его в обаятельного старичка, который раздает детям бутылочки с известным напитком. Кстати, наверняка сказать о том, был ли выбор цветов костюма Санты преднамеренным, сказать сложно. Известно, что такую гамму рождественский дед примерял еще до того, как его гардеробом занялся Сандблом. В самом начале ХХ века он уже появлялся в красно-белом наряде на рекламных плакатах. Примечательно, что тогда Санта-Клаус тоже рекламировал напитки. В тот раз — напитки компании "White Rock Beverages".
В среднем, рекламная компания редко продолжается более полутора-двух лет. Персонажи надоедают публике, слоганы приедаются и начинают проходить мимо сознания потребителя. Однако красно-белый Санта-Клаус продолжает рекламировать кока-колу вот уже 72 года подряд, а публика любит его все только больше. За это время его внешность претерпела лишь небольшие изменения. Рекламная компания с Сантой попала, кажется, во все списки самых известных рекламных компаний, которые когда-либо составлялись. Красно-белый Санта-Клаус стал едва ли не уникальным случаем, когда персонаж рекламы стал известнее самого продукта, который призван был популяризировать. Сложно сказать, является ли это бонусом для компании. Но, по крайней мере, "Кока Кола" может радоваться, что у нее проблем с авторскими правами на Санту уж точно никогда не возникнет.