В последнее время вошло в оборот понятие "креативный". Это слово нередко указывается в объявлениях работодателей о вакансиях и в резюме соискателей. А переводится оно просто — "творческий". Почему же креативность так важна для сотрудников и как ее в себе развить? Своими мнениями на эту тему поделились специалисты самого различного профиля.
На досуге многие из нас увлекаются различными творческими хобби — пением, танцами, рисованием, изготовлением различных поделок…
"Многие сейчас нацелены на зарабатывание денег, но работа не всегда дает возможности самовыражения, — считает психолог Рада Грановская. — А возможность реализоваться — одна из главных жизненных потребностей. Когда мы не можем удовлетворить ее, то очень плохо себя чувствуем. Тот же, кто сделал этот шаг, становится более уверенным и устойчивым в жизни человеком. Начинает видеть новые возможности творчески проявить себя, в том числе и в своей основной работе. Или ищет другую работу, где сможет себя реализовать".
Читайте по теме: Творческий коллектив: борьба за звездность
"Самое важное в креативности — совершенствование себя, — комментирует, в свою очередь, экзистенциальный психолог Марина Хазанова. — Причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ".
И все-таки понятие креативности несколько отличается от понятия творчества. Креативность — это наша способность на практике применять творческий подход в различных областях деятельности, будь то наука, культура, политика или бизнес. Новые ценные идеи сейчас нужны во всех областях, где процветает конкуренция.
"Сущность творчества — в открытии и создании чего-то качественно нового, имеющего значительную ценность, -полагает филолог Алексей Шмелев. — Это могут быть эстетические ценности, факты и законы, технические устройства. А слова "креативность", "креатив" используются в области рекламы, маркетинга и управления персоналом и подразумевают нестандартный подход к выполнению поставленной задачи или даже "поточное производство" идей. В номенклатуре специальностей появились "креативщик" и "криэйтор"; смешно было бы видеть объявление о вакансии творца".
Еще по теме: Стиль начальника — залог его успеха
Для "креативного" мышления важны гибкость и умение смотреть на ситуацию с разных сторон и ракурсов. Чем больше вариантов решения проблемы мы можем предложить, тем больше вероятность, что мы отыщем что-то по-настоящему нестандартное и эффективное.
Хотя креативность может использоваться при решении очень важных и серьезных задач, в этом всегда есть некий элемент игры: обойти конкурентов и выдать на-гора оригинальный продукт. Поэтому человека может увлекать сам процесс генерирования идей, а результат — уже дело вторичное. При применении креативных подходов даже рутинная на первый взгляд работа способна принести гораздо больше удовлетворения, чем если мы пользуемся только стандартными способами.
"Креативность развивается при обучении и занятиях творческой работой, — говорит Марина Хазанова. — Но, пожалуй, главное — мотивация. Креативная личность чувствует внутреннее побуждение к творчеству — будь то сооружение кукольного домика или построение теории поля. Именно наше любопытство, а не только знания и видение мира делает нас теми, кем мы хотим быть".
Это интересно: Как адаптироваться в новом коллективе?
Вот несколько методов, которые помогут вам развить креативность при решении поставленных задач.
Метод первый. Собирается группа из трех человек и начинает обсуждать способы решения задачи. Причем один из троих играет роль "мечтателя" — он выдвигает идеи. Другой — "реалист" — ищет способы практической реализации этих идей. Наконец, третий — "критик" — оценивает, насколько данная идея осуществима, и выявляет ее слабые места. Эту методику использовал при создании своих фильмов знаменитый режиссер Уолт Дисней.
Метод второй. Берется большой лист бумаги, в центре графически обозначается главная проблема. Далее от центра рисуют ответвления — идеи, связанные с данной проблемой. В итоге "дерево" разрастается, включая все аспекты решения основной задачи.
Метод третий. Задачу решают "наоборот". На первом этапе анализируется, что именно должен сделать человек или группа людей, чтобы точно не достичь цели. На втором все эти вещи преобразуются в противоположные.
Еще: Рынок труда: как узнать себе цену?
В зависимости от проблемы или задачи, используется тот или иной наиболее подходящий метод. Так, первая из предложенных методик подходит только для групповых "мозговых штурмов", а третья больше годится для тех, кто работает над проблемой в одиночку.