10 мая 1850 года в семье шотландского бакалейщика Липтона родился пятый и последний ребенок, известный сегодня как основатель знаменитой чайной империи. Вместе с братьями и сестрами Томас с раннего детства помогал отцу в лавке. К 10 годам он остался единственным наследником и надеждой родителей, перестал ходить в школу и днями напролет работал.
Доходов от магазина катастрофически не хватало, пришлось устроиться закройщиком на фабрику, а позже покинуть родной Глазго в поисках лучшей жизни. В 14 лет Томас тайком пробирается на корабль, отплывающий в Америку, и на долгие 7 лет расстается с родителями. Разнорабочий, грузчик, сборщик табака в Вирджинии — юноша брался за любую работу, колеся по всей стране. Удача улыбнулась ему в Нью-Йорке, где Томаса нашел приличное место в крупном бакалейном магазине. Пригодился полученный у отца опыт, управляющий не мог нарадоваться расторопности и сообразительности новичка.
Читайте также: Хитрый маркетинг: сам себе "пиарщик" — чай
Собрав небольшой капитал (всего 180 фунтов), Липтон возвращается в Глазго, преисполненный решимости открыть собственное дело. Денег хватило только на аренду крошечной лавки и закупки первой партии товара. Томас все делает сам — договаривается с поставщиками, привозит товар, расставляет его по полкам, ведет доходную книгу и любезно общается с покупателями. Череда рутинных дел против обыкновения не поглотила полностью все мысли Липтона. Он отлично понимает, чтобы вырваться из замкнутого круга пропыленных кладовых и позавчерашних новостей, покупателей необходимо удивлять, увеличивая обороты торговли.
Томас собственноручно придумывает оформление витрин, складывая затейливые башни из овощей и пачек круп, постоянно обновляет рекламные плакаты, выполненные в запоминающемся карикатурном стиле, а каждый праздник отмечает запуском новинок. Так к Рождеству 1881 года им заказывается преогромный круг сыра, только доставка которого превратилась в настоящее шоу. Сыр был продан за считаные часы, а популярность лавок Липтона взлетела до небес. К 25 годам фирменная сеть удачливого предпринимателя в одной Шотландии насчитывала не менее 20 магазинов, а за последующий десяток лет распространилась за пределы страны — Великобританию и Америку.
Это интересно: Вуаль манящих ароматов. История парфюмера Коти
35ти-летие Липтон встретил весьма состоятельным человеком, владеющим не только магазинами, но и собственными складами, и фабрикой по упаковке продуктов. Финансовое чутье никогда не подвело Томаса и позволило обратить кофейный кризис, разразившийся на Цейлоне в 1890 году, в свою пользу. Погубленные болезнью, кофейные деревья вырубались, земля дешевела и Липтон смог крайне выгодно приобрести обширные территории (порядка 5500 акров). До последнего не раскрывая перед конкурентами своих планов, Липтон засадил все плантации чайными кустами и вскоре снимал первые урожаи.
Отсутствие посредников, собственный флот для перевозки сырья, внимание к техническим новинкам и непрекращающееся желание удивлять способствовало уверенному завоеванию чайного рынка. Яркий пример применения технологий — проектирование канатной дороги для быстрой и бесперебойной доставки листьев с плантаций на фабрику. Липтон никогда не упускал возможности прорекламировать себя. Говорили, что даже во время кораблекрушения он не позволил выбрасывать за бор тюки с чаем до тех пор, пока не вывел на них красными буквами лозунг — "Пейте чай Липтон". Каждое благополучное прибытие пароходов в порт отмечалось красочными шествиями и песнопениями, то есть и успех, и неудачи становились частью рекламного шоу.
Еще по теме: Starbucks пытается спасти рынок кофе
Именно Липтону принадлежит идея продавать чай не на вес, а расфасованным по картонным коробкам. Так появляется знаменитая желтая пачка, содержащая лучший из трех сортов производимого на тот момент чая, ставшая прототипом современного Lipton Yellow Label. Справедливости ради отметим, знаменитые чайные пакетики были придуманы американцем Салливаном, но первым запустил их производство Томас.
Липтон был не только торговцем, но и активным общественным деятелем. Он регулярно попадает на страницы газет, входит в масонскую общину, становится персонажем юмористических скетчей, мюзиклов и азартным участником парусных регат. В последнем начинании Томас так и не добился крупных успехов, за долгие годы так и не смог завоевать Кубок Америки, но неизменно напоминал о собственной империи, рекламируя ее в каждом заезде. Королева Виктория высоко ценила заслуги Липтона в формировании "английского стиля жизни" и в 1897 году наградила его почетным титулом сэра.
Умер Липтон 2 октября 1931 года. Так никогда и не женившись, он не оставил наследников. Многомиллионное состояние по завещанию пошло на благотворительные цели, но сама торговая марка не прекратила свое существование. Напротив, ассортимент продукции постоянно расширяется. Традиционные пакетики чая дополнились пирамидками, вместо трех сортов — огромное многообразие (белый, зеленый, черные и всевозможные фруктовые сочетания). Знаменитая желтая пачка все также узнаваема во всем мире и по прежнему носит имя своего создателя.