Российские туристы, совершающие зарубежные путешествия, могут больше не опасаться недобросовестности туроператоров. Для их спокойствия вступила в действие программа по оказанию экстренной финансовой и юридической помощи. Реализация проекта стала возможна благодаря средствам фонда ассоциации "Турпомощь", объединяющей выездных туроператоров РФ.
Ситуации, когда нашим соотечественникам, оплатившим полную стоимость путевки, отказывают в заселении в отель, носят не единичный характер. Долги и даже банкротство туроператоров превращают запланированный отпуск в череду неприятных приключений. Проблемы могут возникнуть не только с проживанием, но и с перелетом. Причина банальна — отсутствие отчислений на счет перевозчиков и отелей принимающей стороны.
Читайте также: Томас Кук — отец мирового туризма
Ранее подобные случае решались в частном порядке. Хорошо известна история банкротства компании "Идеальный мир", в результате которого пострадали более 100 человек. В апреле 2012 года группа туристов не смогла вылететь из России, а уже отдохнувшие клиенты компании — покинуть территорию Израиля. В итоге финансирование транспортировки и компенсацию убытков незадачливых путешественников взял на себя "Росгосстрах". Только в феврале 2013 года правительством РФ было принято постановление (№ 162), регламентирующее правила оказания помощи лицам, оказавшимся в подобной ситуации.
На данный момент сформирован единый фонд, из которого и планируется осуществлять выплаты. Взносы от туроператоров, продающих зарубежные путевки, принимались до 4 мая. Размер взноса фиксирован и составляет 100 тысяч рублей. Активы фонда насчитывают порядка 160 миллионов, но еще не все операторы приняли участие в программе. Теоретически, компании, проигнорировавшие проект (а их более 300), обязаны уйти с рынка. Вячеслав Басов, исполнительный директор "Турпомощь", озвучил решение о продлении сроков внесения взносов до конца месяца, и только в крайнем случае будут применяться бескомпромиссные меры.
Еще по теме: Александр Радьков: "Туризму кризис нипочем"
Собранные средства пойдут на оплату проживания и питания (в течении суток), юридическую помощь и эвакуацию россиян, оказавшихся в экстренной ситуации. Компенсация понесенных расходов, а также возможного морального ущерб туристов не входит в задачи фонда, созданного для ограждения от неправомерных действий туроператоров. Возмещением убытков займутся страховые компании. Теоретически можно подать судебный иск (в том числе и на возмещение морального ущерба), но даже при положительном вердикте получить деньги от компании-банкрота весьма проблематично.
Не утихают обсуждения утвержденного объема взноса. Изначально планировалось установить отчисления в размере 0,1 процента от оборота фирма, но в то же время не менее 100 тысяч рублей. Для ряда фирм эта цифра достаточно велика и превышает десятую часть доходов, поэтому на рассмотрение Совета Федераций поступил скорректированный проект. Одобренный общественностью и антимонопольной компанией, он не получил положительной правительственной оценки. Возможно, в будущем размер взносов будет пересмотрен, но пока основой задачей является максимально быстрое формирование активов фонда.
Управление фондом происходит посредством созыва собраний наблюдательного совета, в состав которого входят 14 крупнейших туроператоров страны, представители министерства транспорта, Ростуризма, МИДа и министерства культуры. Члены совета высказали опасение, что привязка выплат к объему доходов туроператора может привести к попыткам сокрытия реальной прибыли и уменьшению налогооблагаемой базы. Пока программа не проверена практикой, изменения вноситься не будут, но в самом ближайшем времени совет вернется к обсуждению заявленной проблемы.
Это интересно: В космос за свои кровные
Проект уже запущен и готов оказать поддержку туристам в любой момент, для ответа на все интересующие вопросы создана бесплатная "горячая" линия. Телефон 8 (800) 100-41-94 доступен с 1 мая и работает круглосуточно. Пик туристической активности, традиционно совпавший с майскими праздниками, позволил обозначить еще одну нерешенную проблему. Бесконтрольная перепродажа билетов на чартерные рейсы привела к перегрузке самолетов и, как следствие, многочасовым очередям в аэропортах.
Принятые меры — лишь первый шаг для обеспечения защиты туристов перед лицом недобросовестных операторов. Гарантии беспроблемного возращения на Родину должны быть априори, как и существование финансового резерва для реализации экстренных мер. Любое путешествие связано с определенными рисками, а наши туристы, к сожалению, относятся к одной из самых бесправных категорий, чаще других страдающих от произвола отельных властей на местах, частных авиаперевозчиков и ненадежных операторов. Надеюсь, новое постановление станет поворотной вехой в формировании цивилизованного образа российского туризма.