Иные бренды становятся больше, чем просто брендами. Это символы эпохи. Проходит время, приметой которого они были, но бренд уже не вычеркнуть из памяти людей: он стал частью истории. При звуках его названия воображение достраивает целый мир. Для советских граждан таким брендом-символом стал немецкий производитель аудио- и видеотехники "Grundig".
В СССР наибольшую известность получили его радиоприемники. Они долго и прочно ассоциировались с самим понятием свободы слова. Упоминание "Grundig" можно встретить в десятках мемуаров, воспоминаний и в художественных произведениях.
"Вон дантист-надомник Рудик, у него приемник "Грюндиг", он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ. Он там был купцом по шмуткам и подвинулся рассудком, к нам попал в волненьи жутком с номерочком на ноге", - поется в одной из самых известных песен Владимира Высоцкого "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное - невероятное" из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи".
Читайте также: Sony: яркий путь Ибуки Масару
Компания "Grundig" была основана в 1945 году немецким радиолюбителем Максом Грюндигом. Будущий создатель одного из крупнейших европейских производителей бытовой электроники родился 7 мая 1908 году, то есть ровно 105 лет назад. Грюндиг происходил из довольно бедной семьи: отец его был заведующим складом, и его жалования категорически не хватало, чтобы содержать в достатке многодетную семью. А вскоре отец Макса умер, и мальчик остался единственным кормильцем. В 12 лет Грюндиг-младший был вынужден выйти на работу.
Однако, несмотря на то, что свободного времени в жизни Макса было крайне мало, как у любого живого человека у него все-таки имелись интересы и увлечения. Любимым хобби Грюндига стала радиоэлектроника, модное, однако непонятное увлечение по тем временам. Это хобби и определило всю дальнейшую судьбу Макса.
Уже в 22 года он совместно с партнерами открыл в городе Фюрт фирму по производству трансформаторов для радиоприемников. Права на ошибку у юного Грюндига не было: бизнес был открыт на банковскую ссуду, и в случае неудачи выплачивать долг было бы нечем. Однако нелегкое детство сделали Макса в высшей степени трудолюбивым и ответственным человеком. А, кроме того, он занимался любимым делом. И бизнес начал развиваться. Уже к 1938 году Грюндиг заработал свой первый миллион.
Еще по теме: Масару Ибука: Прометей в мире технологий
К политике Макс Грюндиг, как это часто случается с изобретателями, был равнодушен. Никаких особых чувств, ни положительных, ни отрицательных, приход к власти Гитлера у Макса не вызвал: его по-прежнему интересовали радиоприемники. Во время войны его компания производила трансформаторы для нужд армии.
Однако после поражения во Второй Мировой, экономика Германии оказалась в полном упадке. Коснулось это и технической сферы. А Макс Грюндиг в тот момент как раз грезил выпуском собственного радиоприемника (ранее фирма только продавала чужие и ремонтировала их). Однако в текущих условиях это было категорически невыгодно: производство приемников облагалось огромным налогом, изготавливать их можно было только себе в убыток.
Но Макс, подумав, все же нашел способ воплотить свою мечту. Основав "Grundig", он стал производить игрушку-конструктор "Heinzelmann" ("Домовой"). Производство конструкторов налогом не облагалось. Даже если по сути эти конструкторы были радиоприемниками: Макс выпустил набор деталей, которые даже ребенок мог за вечер превратить в радио.
Это интересно: Как торговец миксерами сотворил McDonald's
Несколько лет спустя, в 1949 году, фирма выпустила свой первый портативный радиоприемник "Grundig Boy". Он сразу же стал настоящим хитом продаж. Он помог "Grundig" всего за год, уже к 1950-му, стать одним из мировых лидеров в производстве радиоаппаратуры.
За этим успехом последовала череда дальнейших. "Grundig" успешно выпускал магнитофоны, диктофоны, а к началу 60-х освоил выпуск цветных телевизоров, стерео систем и пультов дистанционного управления. Именно на 60-70 годы приходится пик успеха компании.
В 80-х звезда "Grundig" начала закатываться. Причиной этого стало распространение в мире азиатской техники. Качество ее было намного ниже, чем у западной, но она была очень дешевой. И потребители предпочли количество качеству. Вовремя реорганизовать производство и перенести его в Азию не успели. Когда компания решилась на этот шаг, было уже поздно. В 2001 году убытки составили 150 миллионов евро, и компания объявила о своем банкротстве. Под брендом "Grundig" до сих пор производится техника, однако качество ее невысоко, поскольку у купивших имя и не было намерения соответствовать ему. Сам Макс Грюндиг умер в 1989 году и окончательного краха своего предприятия не увидел.