Духи, как и изысканные наряды, надо уметь "носить". Неслучайно имена парфюмеров, создающих волнующие ароматы, известны не менее широко, чем имена дизайнеров, возглавляющих знаменитые дома мод. Именно духи добавляют образу завершенность. Каждая женщина знакома с именами Шанель или Коти. Сегодня основателю известного бренда исполнилось бы 139 лет.
Родившийся на Корсике в семье обедневшего землевладельца Спотюрно, Франсуа уже в 7 лет остался сиротой. Его воспитанием занялась бабушка, но недостаток средств не позволил ей дать мальчику хорошее образование. Провинциальный городок Аяччо не лучшее место для самореализации амбициозного молодого человека и в 13 лет подросший Франсуа отправляется на поиски лучшей жизни. Его выбор падает на Марсель, овеянный романтикой морских путешествий и революции. Первое место работы далеко от юношеских идеалов. Служить продавцом в галантерейной лавке - не самое увлекательное занятие и вскоре Франсуа устраивается на воинскую службу.
Читайте также: Estee Lauder: от кастрюльки крема до империи
Здесь он добивается определенных успехов и получает назначение на должность секретаря сенатора Арэна. Вслед за карьерным взлетом следует переезд в Париж и смена фамилии на более звучную, принадлежавшую в девичестве его матери, - Коти. По воле случая Франсуа резко меняет не только фамилию, но и род занятий. Помогая своему другу-аптекарю смешивать ингредиенты для одеколонов, новоиспеченный Коти не на шутку увлекается изобретением новых композиций. Испытывая недостаток знаний, Франсуа переезжает в центр парфюмерной индустрии Граас и нанимается учеником основателя "Шипр" - Антуана Шириса, параллельно приступая к изучению точных наук.
Уже через 2 года, а это совсем небольшой срок для постижения тонкого искусства составления ароматов, Франсуа чувствует себя готовым открыть собственное дело. Тут ему пригодятся и необычайный талант в распознавании запахов, и отличное знание химии. Пока его конкуренты работали с дорогостоящими натуральными компонентами, Коти освоил производство духов на основе синтетических альдегидов. Более стойкая и дешевая в производстве, его парфюмерия несла свежие, естественные ноты фруктов и цветов.
Еще по теме: Lamborghini: дерзкая мечта создателя тракторов
Оцененные по достоинству женой и ближайшими друзьями, духи требовали признания широкой публикой. Но крупные магазины боялись работать с никому не известным молодым парфюмером, отказ следовал за отказом. Доведенный до отчаянья и уверенный в исключительности своих творений, Франсуа прибегает к крайней мере. "Случайно" разбитый в большом универмаге флакончик духов привлекает внимание утонченных дам, заинтересовавшихся необычным ароматом. Неподдельный восторг барышень вынудил и управляющего магазина внимательнее отнестись к предложению Коти.
Вскоре новые духи покорили весь город, а Франсуа получил достаточно средств для открытия собственных магазинов. Несвязанный финансовыми рамками, он смог воплотить в жизнь давние планы. На смену безликим флаконам, пришли новые, не менее изысканные, чем заключенные в них ароматы. Цветочные орнаменты, женские силуэты, сложные формы - теперь упаковка несла не только чисто утилитарные функции, но и сама по себе составляла часть бренда Coty. Парфюмер радовал и дам из высшего света, и менее состоятельных покупательниц. Для них в продажу поступили более дешевые духи, отличающиеся не столь сложным составом и упаковкой, но неизменно качественные.
Это интересно: Sony: яркий путь Ибуки Масару
Новаторство Коти заключалось и в предложении не ограничиваться одной лишь туалетной водой, а создании на ее основе целой косметической линии - мыла, кремов, пудры. Благодаря Франсуа покупательницам стали доступны маленькие пробные флакончики, часто распространяющиеся бесплатно для ознакомления с новинками компании. Популярность марки стремительно набирала обороты и вскоре вышла за пределы Франции, обретя поклонников в России, Англии и даже Америке. Объемы производства и продажи неуклонно росли и к 20ым годам прошлого века Коти стал одним из богатейших людей Франции. Он постепенно приобретал не только финансовый, но и политический вес, став к 1931 году мэром родного Аяччо. Коти активно занимался благотворительностью, участвовал в общественной жизни города, спонсировал спортивные и культурные мероприятия, выкупил местную газету "Le Figaro".
Казалось бы ничто не угрожало благополучию парфюмерной империи, но уже в 30-х годах состояние Коти пошатнулось. Его доходы резко упали после биржевого кризиса, ознаменовавшего начало Великой Депрессии. Популярности промышленника не способствовало и поддержание профашистских и националистических изданий. Последней каплей стал развод с женой, отнявшей у него существенную часть состояния. В итоге в 1934 году Коти умер от пневмонии в одиночестве и практически разоренным.
Читайте: Меценат Абрикосов и шоколадная фабрика
Последователям Франсуа Коти удалось возродить величие бренда, выпустившего под своим именем более 130 ароматов, и сегодня легендарные духи все также популярны. Имя Коти не забыто и в 2000 году в его честь учреждена премия, отмечающая успехи самых талантливых современных парфюмеров.