Гонцы, кареты, пароходы, а позже автомобили, поезда и самолеты — эволюция почтовых отправлений прошла долгий путь. Впрочем, самой сложной частью почтового сообщения оказалась не транспортировка, а прием и обработка писем. При всей важности из-за несовершенства организации почта долго была убыточной для государства и непомерно дорогой для населения.
В конце концов, кардинальные преобразования смогли изменить ситуацию. У истоков почтовой реформы стоял англичанин Роуленд Хилл. Хорошо знакомый с проблемой, он первый предложил ввести единый почтовый тариф. Поскольку расстояние пересылки имело второстепенное значение, стоимость каждого отправления обозначили равной 4 пенсам. Эта цифра увеличивалась, только если вес письма превышал половину униции. Новизна предложения состояла еще и в том, что теперь за корреспонденцию платил не получатель, а отправитель. Предоплата помогла избежать мошенничества (например, отказа от оплаты после ознакомления с конвертом, содержащим зашифрованную информацию) и прогнозировать доходность системы.
Читайте также: Долгий перевод собственных денег
Как практически любое нововведение, первоначально идея не встретила бурного одобрения парламента, но была поддержана торговой общественностью, страдающей от несовершенства существующей системы. Потребовалось 3 года (с 1837 по 1840) для согласования с Палатой лордов и окончательного утверждения проекта. Практически сразу после подписания указа (через месяц) единый тариф снизили с 4 до 1 пенни, таким образом 10 января 1940 года родился термин "пенни-почта". В качестве подтверждения оплаты решено было использовать листы с нанесенным на них клеевым слоем — марки, которые уже успешно использовались для фиксирования налоговых выплат.
И вот 6 мая 1840 официально провозгласили запуск в обращение первых в мире почтовых марок, а в продажу они поступили чуть раньше, с 1 мая, вызвав неподдельный интерес населения. Англия — страна с сильными монархическими традициями и конечно же на марках красовался портрет действующей королевы — Виктории. Марки были двух номиналов и цветов — 1 пенни ("Черный пенни") и 2 пенса ("Синий двухпенсовик"). Выпущенные огромными тиражами, они до сих пор присутствуют в частных коллекциях. Сохранности марок поспособствовало и отсутствие конвертов, их клеили на оборотную сторону сложенного в несколько раз листа с текстом письма. Конверты получили широкое распространение несколько позже, в том числе и из-за сложностей организации их производства.
Это интересно: Профессии, проигравшие в гонке с технологиями
Один из курьезных законов того времени запрещал приклеивать марки с изображением монархов головой вниз. Подобная небрежность приравнивалась к государственной измене. Неизвестно сколько человек осудили по этому закону и были ли вообще прецеденты, но вот в истории СССР описан перекликающийся случай. За свою невнимательность гражданин, завернувший селедку в газету с портретом Сталина, поплатился годами ссылки. Формулировка та же — государственная измена.
Марка в 1 пенни недолго оставалась черной, на ней плохо читались отметки с почтовых штемпелей. На смену пришел "Красный пенни", оттиснутый бордовым цветом. В таком виде марка сохранилась в течении десятилетий, пока не закончилась эпоха правления королевы Виктории. Восхождение на престол каждого последующего правителя отмечалось выходом новой серии марок, имеющей пока только внутреннее хождение. Почтовая система других страна кардинально отличалась от английской, но успешный опыт (доходность и объем пересылок выросли в несколько раз только за первый год) вскоре был перенят соседями. В России и Швейцарии — в 1843, а в Германии — в 1849 годах.
Читайте еще: "Почта России" устрашилась конкуренции
За успехи в реализации почтовой реформы Роуленд Хилл получил денежную премию (20 тысяч фунтов) и титул лорда, а также был назначен главным почтмейстером Британии. Впрочем, должность он сохранил только до момента смены правящей партии. Последующие злобные нападки вынудили его к уходу, но Хилл смог реализоваться в Железнодорожном ведомстве, проведя и там ряд успешных преобразований (по удешевлению проезда, увеличению количества маршрутов и организации познавательных экскурсий).
В России внутренняя и внешняя почта стала регулярной с конца 17 века, а в 80х годах 18 появилось "Главное почтовое управление". По примеру Хилла с 1843 года установлен единый тариф за единицу отправления, составивший 10 копеек. Марки были введены двумя годами позже — в 1845 и получили название "штемпельные куверты". Сегодня стоимость пересылки письма внутри страны также фиксированная (около 27 рублей) и по сути даже меньше тарифа прошлого века. Вот только о качестве работы "Почты России" не говорит только ленивый, вновь ждем спасительных реформ.