Ежедневно в мире выпивается около трех миллиардов чашек чая. Это один из самых популярных напитков на свете. В этой связи особенно интересно, что своей популярностью чай практически полностью обязан череде случайностей, некоторые из которых разделяют тысячелетия. Чай - парадоксальный пример продукта, который сам занимался собственным маркетингом.
Людям оставалось лишь вовремя подмечать произошедшее и не упускать свой шанс.
Первой случайностью стало само появление такого напитка как чай. По легенде (а появился он в такие времена, о которых, кроме легенд мало, что сохранилось), чай стали заваривать по велению императора Южного Китая Чена Нунга, жившего в III тысячелетии до новой эры. Однажды император хотел просто выпить кипятка, но отвлекся, а в это время ему в чашку упало несколько листьев чайного куста. Они придали напитку своеобразный вкус, который Чену Нунгу очень понравился. Тогда император приказал собрать и сохранить эти листья, а сам издал указ о применении напитка по всей стране.
Еще по теме: Хитрый маркетинг: успех по-шотландски
Свои легенды о возникновении напитка, конечно, существуют и в других странах, где чай изначально произрастал, однако в них гораздо больше сказочного и мифологического. Кроме того, как правило, они описывают появление на Земле самого растения, а не напитка из его листьев. Все это позволило сделать версию об открытии чая Ченом Нунгом основной.
Чай вообще любит случайно падать в чашки с кипятком, заставляя людей делать открытия в связи с этим. Так в 1904 году чай упал в чайку одного из клиентов нью-йоркского торговца этим напитком Томаса Салливана. Незадолго до этого Томас несколько усовершенствовал свой бизнес: поскольку жестяные банки, в которые традиционно фасовался чай, много весили, их перевозка обходилась дорого. Салливан решил рискнуть и стал перевозить сухие листья чайного куста в бумажных пакетах. К тому времени чай уже не был предметом роскоши, и даже в случае порчи товара из-за непрочности упаковки, потери были бы не столь велики.
Это интресно: Starbucks пытается спасти рынок кофе
Именно такой бумажный пакетик и уронил себе в чашку клиент Томаса. А когда все же отхлебнул из нее, сообщил торговцу, что напиток не так и плох. Ничуть не хуже обычного чая. Так был изобретен чайный пакетик, который чегодня можно встретить почти в каждом доме, офисе или кафе.
Случайностью же объясняется и появление одного из самых популярных во всем мире сортов чая - "Эрл Грея": черного чая с добавлением берагмотового масла. На русский язык название переводится как "Граф Грей", однако порой этот чай ошибочно называют "Седым Графом".
Граф Грей, давший название продукту, является исторической фигурой. Чарльз Грей - известный британский политик, 26-й Премьер-министр страны. Помимо прочего, в его владении находились чайные плантации на территории Индии, в результате чего чай, вероятно, и получил свое название.
Читайте еще: Хитрый маркетинг: большая стирка
История, впрочем, обросла легендами, и периодически то там, то тут всплывает информация, что британские моряки спасли после кораблекрушения сына китайского мандарина, за что тот прислал Графу Грею в подарок чай с бергамотом, который впоследствии был назван по его имени. Однако такая версия вызывает сомнения. Во-первых, середина 19 века в Великобритании - это уже отнюдь не III тысячелетие до нашей эры в Китае, однако никаких задокументированных свидетельств такого примечательного события не имеется. Во-вторых, такой развитие событий противоречило бы логике вещей. Так, оставшийся неизвестным китайский мандарин, даже если бы английские моряки спасли его сына, а сам мандарин пожелал бы поблагодарить за это не моряков, а руководство их страны, скорее всего, послал бы подарок монарху, а не Премьер-министру. Кроме того, этот подарок, скорее всего, был бы каким угодно, но не таким. Дело в том, что в Китае не особенно любят черный чай: его не выращивают, не изготавливают и не употребляют. Основными поставщиками черного чая были Индия и Цейлон. Более того, в Китае так же не выращивают и не употребляют и бергамот. Даже если бы у мандарина и была такая странная для его страны редкость как черный чай с бергамотом, вряд ли бы он стал посылать ее как "подарок из Китая".
Еще: Хитрый маркетинг: Чем "Гиннесс" обязан куропаткам?
Гораздо более правдоподобной представляется другая версия появления напитка в Европе. В 1838 году английское судно, перевозившее товары из Индии в Великобританию, угодило в шторм. В трюме рядом с тюками с чайным листом находились тары с бергамотовым маслом (бочки или бутылки по разным версиям). Во время качки тара разбилась, и масло залило чай. Поскольку и масло, и чай были продуктами весьма дорогостоящими, владелец не стал их выбрасывать, а вместо этого попытался продать покупателям как новый вид чая. Товар расходился на удивление хорошо, а англичане быстро придумали ему название в честь собственного Премьер-министра.